дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты на заказ

Aнтропология
для специальности 350500
Балковая Н.А.
(Кафедра социальной работы)
Томск-2006

Тема 1. Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания.
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации,отчеты на заказ

№ 1
Поворот к антропологической теме первыми осуществили:
• Сократ.

№ 2
Антропологами” Аристотель называл людей, изучающих:
• явления природы и общества.

№ 3
В эпоху Возрождения практиковалось двойственное понимание термина “АНТРОПОЛОГИЯ”.
• Как философская наука о человеческой природе – с одной стороны; биологическая наука о строении человеческого тела – с другой.

№ 4
Становлению Антропологии как науки в эпоху Средневековья препятствовал:
• ярко выраженный теоцентрический колорит, давление церкви на философов и публицистов.

№ 5
Интерес к АНТРОПОЛОГИИ возрастает в ХVIII веке благодаря:
• великим географическим открытиям и повышенным вниманием со стороны метрополий к расовым процессам.

№ 6
Он первым поставил задачу создания СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ как МИРОВОЗЗРЕНИЯ, считая человека УНИКАЛЬНЫМ существом, ЦЕНТРОМ существования мира.
О каком ученом, заложившем основы АНТРОПОЛОГИЗМА, идет речь в данном высказывании?
• Иммануиле Канте.

№ 7
Почему формирование АНТРОПОЛОГИИ как самостоятельной науки связывают с именем английского ученого Ч.Дарвина?
• Обобщил достижения биологии и селекционной практики, выдвинул гипотезу об эволюционном развитии человека путем естественного отбора.

№ 8
Основоположниками АНТРОПОЛОГИИ как науки в России стали:
• А.П.Богданов и Д.Н.Анчурин.

№ 9
К особенностям современного АНТРОПОЛОГИЗМА относятся:
• перенесение акцента на изучение ВНУТРЕННЕГО МИРА человека, т.е. признание не двух, а трех сфер его деятельности.

№ 10
К Антропологическому Обществу ХIХ века не относится:
• изучение геополитической ситуации в Антарктике.

№ 11
Почему последние несколько лет наблюдается особый интерес к АНТРОПОЛОГИИ со стороны других социальных и гуманитарных наук?
• В течение ХХ века в рамках АНТРОПОЛОГИИ был накоплен богатейший теоретический и эмпирический материал, требующий комплексного изучения.
• В связи с наступлением технологической революции все большую значимость приобретает прагматическая ценность антропологических знаний.
• Современный процесс взаимодействия и сближения отдельных культур все более превращает их в единую глобальную систему.

№ 12
Установите правильное соответствие между АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМИ факторами и их содержанием.
Наименование факторов Их содержание
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Надвигающийся процесс интеллектуального “ЧЕТВЕРТОГО ВЕЛИКОГО ПЕРЕДЕЛА” после завершения международных переделов территории, капитала и технологий, в связи с чем возрастает роль “человеческого фактора”
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС Пятый этап в развитии АНТРОПОЛОГИИ, когда выделяются из области человекознания как самостоятельные дисциплины ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - с одной стороны; выдвигается идея необходимости “комплексного изучения человека” - с другой
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА Вероятные последствия череды “системных” войн, возможность генетической катастрофы

№ 13
Соответствие между фамилией выдающегося антрополога и его вкладом в отечественную науку:
ФАМИЛИЯ АНТРОПОЛОГА ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ
Джеймс Фрезер Основатель английской ЭТНОЛОГИИ
Эдвард Тайлор Основоположник КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ в Англии
Генри Морган Основоположник американской АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
А.П.Богданов Основатель АНТРОПОЛОГИИ как науки в России

Тема 2. Социальная антропология как учебная и научная дисциплина.

№ 14
Кто первым ввел в научный оборот термин “социальная антропология”?
• Эдвард Тайлор.

№ 15
Предметная специфика “социальной антропологии”, ее отличие от других гуманитарных наук заключается в том, что она:
• первостепенный акцент делает на изучение самого человека и его социально значимые качества.

№ 16
Одной из главных задач “социальной антропологии” является изучение:
• взаимодействия человека с окружающей социокультурной и природной средой.

№ 17
Какая из гуманитарных наук о человеке наиболее близко соприкасается с “социальной антропологией”?
• Культурология.

№ 18
Главное отличие “антропологии” от “социальной антропологии” как науки заключается в том, что она:
• изучает социокультурный процесс постижения человека как объекта и субъекта бытия.

№ 19
Один из ведущих отечественных антропологов современности предложил свое определение понятия “СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ”: это “область знания, изучающая те феномены внутреннего духовного мира человека, которые позволяют ему реализовать себя как субъекта – творца своей социальной реальности”. О каком российском антропологе идет речь?
• О В.П.Шаронове.

№ 20
Социальная антропология имеет свои предметные принципы, отличающие ее от смежных наук,одним из которых является “особый подход к исследованию обществ, культур, отражающих специфику конкретной социокультурной сферы”. О каком методологическом принципе “социальной антропологии” идет речь?
• Холизма.

№ 21
Какое практическое значение СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ имеет для общества и для Вас?
• Помогает преодолеть стереотипы, оставшиеся со времен царской колонизаторской и советской социальной политик.
• Способствует изучению собственного внутреннего мира и формированию социально значимых качеств, приемлимых современным обществом.
• Способствует активизации и востребованности созидательного творчества, результативности всех сфер социальной работы.

№ 22
В каких областях практической деятельности необходимы знания социального антрополога?
• В сферах взаимодействия человека с окружающей социокультурной средой.
• В армейских подразделениях.
• В системах государственной власти.

№ 23
К изучению социально значимых проблем:
1) относятся механизмы взаимодействия сфер жизнеобеспечения человека;
2) относится комплексное изучение природы, общества, человека;
3) не относятся функциональные связи человека с параллельными мирами;
4) относятся социокультурные технологии нейтрализации центробежных сил семьи, маргинальных образований.

№ 24
ПРАВИЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ между армейской профессией социально-идеологической сферы и ее содержанием.
АРМЕЙСКАЯ ПРОФЕССИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
военный священник помогает взглянуть на человека в целостности его духовных и телесных проявлений, связать поведение человека с его образом жизни;
военный психолог ориентируется на “горизонтальные связи”, межличностные отношения;
военный антрополог ориентирован на решение общих нравственных вопросов;
военный советник координирует действия между представителями командного и рядового состава.

№ 25
“Социальная антропология” в качестве научной и учебной дисциплины обусловлена:
• расхождением между попытками решить социально значимые проблемы экономическими и политическими средствами.
• институционализацией научного статуса как самостоятельной дисциплины.

Тема 3. Классическая антропология.

№ 26
КЛАССИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – это:
• наука, изучающая процесс происхождения и эволюции развития человека, образования человеческих рас и вариации его физического строения.

№ 27
Основное отличие “классической антропологии” от “социальной” заключается в том, что она:
• признает лишь две сферы деятельности человека: природу и культуру, игнорируя его внутренний духовный мир.

№ 28
Появился на Земле раньше других приматов:
• австралопитек.

№ 29
Злободневность, актуальность проблем “этничности” объясняется:
• ростом активности этнических меньшинств и обострением межэтнических отношений.

№ 30
Основными критериями “биологического” возраста считаются:
• зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;
• скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);
• зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).

№ 31
К основным признакам морфологических отличий человека разумного от примитивного антропоида относятся:
• адаптация к двуногому передвижению;
• комплекс “трудовой руки”;
• прогресс в строении головного мозга, гортани.

№ 32
СООТВЕТСТВИЕ между терминами “классической антропологии” и их содержанием.
ТЕРМИНЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
антропоиды человекообразные обезьяны
атавизм появление у человека признаков, свойственных предкам
рудиментные органы органы, утратившие в процессе эволюции человека свое основное предназначение
возраст паспортный количество прожитых лет

№ 33
Определите как причину и следствие взаимосвязь признаков комплекса “трудовой руки”.
• Большая длина первого пальца.
• Уменьшение лицевого отдела в сравнении с мозговым.

№ 34
Каким термином объясняется процесс происхождения человека, становление его биологического вида в рамках социогенеза?
• антропогенез.

№ 34
Таблица основных ЭТАПОВ ГОМИНИЗАЦИИ.
Вид гоминидаВремя проживания каждого из человекообразных
1. Австралопитеки (хабилосы, т.е. человек умелый) Появился 2-3 млн. лет в КАЙНОЗОЙСКУЮ эру
2. Питекантропы или архантропы (человек ПРЯМОХОДЯЩИЙ)Жили примерно от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад
3. Неандертальцы (древние люди-палеонтропы) Последний межледниковый период - около 150-40 тыс. лет назад
4. Неантропы хомо сапиенс (человек РАЗУМНЫЙ) Появились 40 тысяч лет назад в эпоху позднего палеолита. Заключительный этап гоминизации занял примерно 100 лет.

№ 35
Схема ЗООЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИКИ ЧЕЛОВЕКА.
ВИД- ХОМО САПИЕНС
ТИП- ХОРДОВЫЕ
КЛАСС- МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ОТРЯД- ПРИМАТЫ
СЕМЕЙСТВО- ГОМИНИДЫ

Тема 4. Основные этапы развития человека разумного “хомо сапиенса”.

№ 36
Филогенез – это:
• историческое развитие органического мира в целом и его отдельных групп.

№ 37
Индивидуальное развитие организма отдельного человека определяется термином:
• онтогенез.

№ 38
Какую могучую силу приобрел человек в ходе социогенеза в качестве компенсации за утрату звериных инстинктов?
• Рефлексивное сознание.

№ 39
Когда человек перестает ощущать себя марионеткой, бессознательной частью окружающей среды?
• Когда наступление ледникового периода побуждает его искать альтернативные пути и средства для выживания.

№ 40
Ко “второй природе” человека, его “родовой сути” не относится:
• физическое совершенство человека.

№ 41
К основным первоисточникам филогенеза относятся:
• солнце, его влияние на ритмы изменения природы;
• механизмы эволюционных изменений: естественный отбор, мутация, гены и хромосомы.

№ 42
Онтологические корни антропосоциогенеза представлены тремя взаимосвязанными составляющими:
• формированием и развитием рефлекторного сознания;
• родовой неспецилизированностью человека вследствие утраты звериных инстинктов в ходе гоминизации;
• рождением “второй природы” человека в ходе социогенеза.

№ 43
СООТВЕТСТВИЕ между ЭТАПАМИ КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ эволюционного процесса человечества и их СОДЕРЖАНИЕМ.
Этапы коренной перестройки человечества Их содержание
Первый этап неолетическая революция (приручение животных и окультуривание растений)
Второй этап небывалое духовное и психическое развитие человека разумного
Третий этап научно-техническая революция (НТР)
Четвертый этап технологическая революция

№ 44
В отличие от многих погибших в период сапиенизации особей, выживание человека стало возможным благодаря:
• Совместным созидательным усилиям;
• Подчинению сил природы во имя удовлетворения собственных потребностей, установлению над ними контроля.

№ 45
Схема ДВИЖУЩИХ СИЛ ОНТОГЕНЕЗА.
Движущая сила онтогенеза
Социальная активность
Ее стороны
СодержательнаяЭнергетическая
идеалы, цели, ценности,
мотивы, вера
действия, поступки,
общение, чувства, воля
К будущему К настоящему
времени
Неразрывны между собой
Им противостоят различные формы реактивности и пассивности

№ 46
Социокультурные аспекты происхождения и развития ХОМО САПИЕНСА можно представить в виде эволюционной цепочки.
хомо сапиенс
сфера жизнеобеспечения
жизненные потребности     →социальные функции←     условия жизнеобеспечения
пищакровсонпродолжение родапобужденияудовлетворение жизненных потребностейорганизованные действияблагоприятная природная средавозможности физические, умственныеорудия труда

Тема 5. Человек как объект социально-антропологического знания.

№ 47
Только в условиях общества у человека возникла:
• речь, сознание и свойственные ему психические процессы.

№ 48
Основной движущей силой развития человека является:
• социальная активность.

№ 49
Понятие “сущность” - это:
• характер человека, то есть то, что складывается с раннего детства и почти не меняется.

№ 50
К процессу самореализации личности не относится:
• обуздание всех потребностей и эмоций в период поиска жизни.

№ 51
Человек как КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА взаимосвязан с тремя видами среды:
• естественно-природная среда;
• демографическая среда;
• психическая среда.

№ 52
Что делает всех людей УНИКАЛЬНЫМИ?
• Особенности психического уклада – темперамент, сообразительность.
• Опыт детства и воспоминание о нем ( у каждого ребенка свои неповторимые переживания).
• Особенности индивидуальной биографии – каждый живет свою жизнь.

№ 53
Соответствие между СЛАГАЕМЫМИ ЧЕЛОВЕКА как целостной системы и ИХ СОДЕРЖАНИЕМ.
СЛАГАЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКА ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Аспект организации Физический организм
Аспект функционирования Человеческое сознание
Аспект связи Психоэнергетика
Аспект координации целого Самосознание человека, его уникальное “Я”

№ 54
Быть ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ – это значит:
• каждый человек - уникален, физиологически неповторим в природно-биологическом отношении.
• физиологическая индивидуальность мало зависит от самого человека.

№ 55
Специфические особенности человека сложились под влиянием социального образа жизни:
• антропоидное стадо человекообразных обезьян жило по биологическим законам;
• только человек способен формировать два вида “среды” - физическое и психическое здоровье;
• человеческое общество формируется в ходе социогенеза и живет по нравственным законам;
• человек ориентирован не на стадный инстинкт, а на ценности сообщества, его верования, нормы и правила;
• психическая и социокультурная “среда” формирует у человека созидательную активность.

№ 56
Каким свойством определяется активность, пластичность, динамичность, органичность человека? Фраза, отражающая социально-антропологическую сущность человека.
• живое биоэнергетическое существо.

№ 57
ИТОГ ЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ альтернативного “Я” и “МЫ”.
 Человеческие приоритетыСледствие
 Человеческой природы Психологического уклада Социализация человека Поиск смысла жизни
"Я"Биологическая природаИнстинкты, Эмоции, ЧувстваИндивидуализация 1(Эгоизм)Собственные 3(Потребности)
"МЫ""Вторая" природа Разум, Мышление, Сознание Интеграция 2(Коллективизм)Созидательная 4(Активность)

Тема 6. Человек и культура.

№ 58
Основу генезиса культуры составляет:
• отход от реактивного действия животных инстинктов на мир к формированию рефлекторного сознания, поведения и знаний.

№ 59
Материальная культура – это:
• предметные результаты деятельности людей.

№ 60
О необходимости соблюдения нравственных норм на основе нравственного сознания в произведениях “Поучение” и “Нравственное зерцало” писали:
• Владимир Мономах и Петр 1.

№ 61
Благодаря материальной и духовной культуре человек:
• реализовал условия своего бытия.

№ 62
Менталитет – это:
• мировосприятие, умонастроение.

№ 63
Какие преимущества перед животными дает человеку мир культуры?
• Человек может преобразовать природный мир и мир культуры в ходе удовлетворения своих потребностей и интересов.
• Ни бытие человечества, ни бытие отдельного человека невозможно без материальной и духовной культуры.
• Через культуру происходит связь поколений, социальное наследование.

№ 64
Соответствие ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ, разработанной М.Мид с ЕЕ СОДЕРЖАНИЕМ.
ТИП КУЛЬТУРЫ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Постфигуральный Характеризуется ориентацией общества, старших поколений на более молодых как образец,свободных от предрассудков, ориентированных на новаторство.
Кофигуральный Тип культуры ,как правило, однопоколенный. Эта культура менее разнообразна, свойственна сверстникам-единомышленникам, живущим жизнью коллектива.
Префигуральный Встречается в авторитарных государствах аграрного уклада экономики. Для подобного типа культуры характерны: бездумное подражание, штампы, догмы.

№ 65
Разведите понятие “культура общества” и “субкультура”
ТИП КУЛЬТУРЫ ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Культура общества Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека
Эстетическое и нравственное развитие, материальные и духовные ценности, отражающие уровень развития общества
Субкультура Этническая, возрастная, религиозная, групповая и пр.
Создается людьми, придерживающимися единых взглядов, единомышленниками

№ 66
Логическая пара, определяющяя сущность СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ.
• Человеческая природа представляет собой целостную систему, в основе которой заложены социальные и культурные феномены.
• Социокультурная среда - это система, связанная социальной, культурной и психологическими сферами человеческой природы.

№ 67
Логическая последовательность БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ человека ПИРАМИДЫ А.Маслоу.
• Физиологические потребности.
• Потребность в безопасности.
• Потребность в социальных связях.
• Потребность в признании, уважении.
• Потребность в самореализации.

№ 68
Логическая последовательность утверждений, раскрывающих характеристику П.Д.Ушинским человека как “САМОРАЗВИВАЮЩЕГО СЕБЯ СУБЪЕКТА”.
• По мере гоминизации человек во многом утратил свою природную изначальность.
• Социогенез “выбил” человека из природной среды, расшатал его биологические инстинкты.
• Порабощенные социальностью, у человека слабо развиты инстинкты, отсюда и его “неспециализированность” по отношению к природной среде.
• Природа, развив человека до определенной степени, оставила ему право выбора: либо развиваться дальше с учетом потери инстинктов, либо развиваться благодаря собственным усилиям и средствам.
• Свое отношение к миру, в отличие от животного, человек обеспечивает через рефлективное сознание, символы, культуру.
• Неприспособленность, неспециализированность человека к суровым природным условиям дала мощный толчок к его активности.
• Благодаря имманентной активности человек в ход антропосоциогенеза становится саморазвивающим себя субъектом.

№ 69
Каким термином определяется одно из средств снижения УРОВНЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ?
• КОММУНИКАЦИЯ

№ 70
Что утратил человек в ходе антропосоцогенеза?
• ЗВЕРИННЫЕ ИНСТИНКТЫ.

Тема 7. Человек и общество.

№ 71
Общество зарождается:
• в процессе разносторонней деятельности людей в сферах жизнеобеспечения;
• в процессе формирования кровно-родственных отношений.

№ 72
Основу общества образуют:
• общественные отношения.

№ 73
Человек как субъект общественных отношений – это:
• основная движущая сила, носитель и организатор общества.

№ 74
Различные социальные образования – это:
• род, племя, народность, нации, классы.

№ 75
Три фазы развития личности, восхождения человека “к зрелости”, то есть ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ - это:
• адаптация, индивидуализация, интеграция.

№ 76
Содержание четырех типов СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ:
ТИПЫ КОМПЛЕКСОВ ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Формы прозводственно-хозяйственной деятельности Земледелие, охота, рыболовство, промышленное производство
Различные социальные образования Род, племя,народность,сословия, классы
Политические организации Государственные учреждения, органы управления
Социальные институты Семья, религия, школа и т.п.

№ 77
Социальная стратификация с точки зрения:
ФАМИЛИЯ АВТОРА ЕГО ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Платон Ведущую роль отводил факторам, определяющим неравенство в распределении социальных ресурсов, богатства, социального престижа, власти
Шарль Фурье Выделил три сословия: философов, управляющих государством; воинов; работников
Карл Маркс Делал акцент на противопоставлении классов-антагонистов: рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, буржуа-пролетарии
Макс Вебер Разделял общество на 5 классов: знать, дворян, буржуа, народ, чернь

№ 78
Основу общества, общественных отношений определяют:
• взаимодействие людей создается в ходе совместного общения;
• чтобы стало возможным общение между людьми, необходимо что-то общее между ними.

№ 79
Раскройте логическую суть “горизонтальной” и “вертикальной” дифференциации общества.
• “Горизонтальная” дифференциация есть такой способ выделения социальных групп, когда все они представляют одинаковую ценность.
• При “горизонтальной” дифференциации этими способами являются: социальная идентификация и институциализация (степень и суть общественного признания).

№ 80
Эволюция человеческого общества – это непрерывный и сложный процесс:
• социокультурная эволюция принципиально отличается от биологической.
• биологическая эволюция осуществляется за счет приспособления живого организма к условиям окружающей среды.
• животные живут в соответствии со звериными инстинктами.
• эволюция общества связана с возникновением, развитием и закреплением в жизни общества социокультурных комплексов.
• эволюция общества основана на преобразовании человеком окружающей среды, приспособлении ее к своим нуждам, потребностям.

№ 81
Как осуществляются общественные отношения?
• Общественные отношения являются важнейшим регулятором совместной деятельности людей.
• Складываются в ходе борьбы за сферу обитания, жизненные блага.
• Формируется в процессе совместной деятельности людей по обеспечению базовых потребностей.
• Конгломерат индивидов складывается для совместной общественно-трудовой деятельности.
• Они закрепляются в сознании людей в виде обычаев, традиций, норм.
• Получают реальное воплощение в виде различных социальных образований.

№ 82
Какой фактор определяет СОЦИАЛЬНУЮ ПРИРОДУ человека, его преобразующую сущность?
• ВНУТРЕННИЙ МИР.

Тема 8. Человек и социальные институты.

№ 83
Из каких трех систем состоит СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ как социальный организм?
• Регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной.

№ 84
Цель ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
• Человек и воспитание.

№ 85
Социальный контроль осуществляется:
• общественными организациями.

№ 86
Образование – это:
• процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков.

№ 87
Разделение труда может быть:
• сезонным, по возрасту, по половым признакам.

№ 88
К числу основных функций, выполняемых “социальными институтами” относятся:
• регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
• обеспечение господствующего над Биосферой положение людей;
• обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни.

№ 89
Каково основное назначение “социального института”? Согласно теории Дж.Хоманса, в науке существует 4 типа объединения и обоснования социальных институтов:
ТИП СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Психологический Устойчивый продукт обмена деятельностью.
Исторический Рассматривает институты как конечный продукт развития определенной сферы деятельности.
Структурный Доказывает, что каждый институт существует как следствие взаимоотношений с другими институтами в социальной системе.
Функциональный Опирается на положение о том, что “институты существуют и действуют”,поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и стабильности.

№ 90
Критерии КЛАССИФИКАЦИИ “социальных институтов”.
ВИД КРИТЕРИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Предметный Определяет характер задач, выполняемых институтами.
Подразделяет “социальные институты” на политические, экономические, институты родства, брака и семьи, институты социального контроля.
Формализованный Определяет характер организации.
Институты делятся на ФОРМАЛЬНЫЕ и НЕФОРМАЛЬНЫЕ (предписания, нормы, правила).

№ 91
Возникновение “социальных институтов” обусловлено:
• Всем ходом развития человеческого общества;
• необходимостью дифференциации видов деятельности людей в процессе социогенеза.
• в ходе социогенеза происходит разделение труда, формирование специфических общественных организаций.
• складывание общественных отношений обусловлено объективными потребностями социума в регулировании социальных отношений.
• задача выживания общественного организма в условиях его эволюции рождает необходимость формирования особого рода “регулятивного” института.
• устойчивостью связей и отношений людей в рамках социальной организации общества и регулирования общественной жизни.
• в зарождающемся социальном институте опредмечивается определенный вид общественных отношений.
• любой социальный институт рождается в условиях социума и неотделим от повседневных практик.

№ 92
В чем заключается ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ значимость “социального института”?
• Функция каждой социальной единицы, то есть “института”, заключается в решении социально значимых задач.
• Важной функцией “социального института” является удовлетворение конкретных базовых потребностей, осуществление групповых интересов.

№ 93
Термин “социальный институт” с АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:
• применяется для обозначения определенных социально установленных норм и образцов поведения, относящихся к отдельным аспектам социокультурной жизни;
• институты, как “совокупности норм и образцов поведения”, контролируют структурные связи между компонентами общества.
Ответ (а в)

№ 94
Политический “макиавелизм”:
• усложнение международной обстановки, активизация борьбы за власть в постсоветской России породили такие изощренные способы действия честолюбивых политиков.
• характеризует образ действий человека, принципом поведения которого является использование любых, в том числе аморальных, средств для достижения поставленных целей.

№ 95
К важнейшим культурным механизмам регулирования и контроля ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ относится:
• МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Тема 9. Междисциплинарные подходы в антропологии социальной работе.

№ 96
Кто из ученых внес наибольший вклад в разработку ВОЗРАСТНОЙ АНТРОПОЛОГИИ?
• Л.С.Выготский.

№ 97
Какие случаи МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ происходят по вине близких во время КРИЗИСА РАННЕГО ДЕТСТВА?
• Когда ребенок часто предоставлен “самому себе”.

№ 98
Почему особый акцент НА ПОВСЕДНЕВНОСТИ является одним из основных принципов изучения “социальной антропологии”?
• Рутина повседневной жизни есть та сфера, где наиболее достоверно реализуются главные способы и формы социокультурной жизни.

№ 99
Чем отличается КРИЗИС “ВЗРОСЛОСТИ” от детского и отроческого?
• Протекает более скрыто, но более разрушителен по последствиям.

№ 100
К основным направлениям “АНТРОПОЛОГИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ” как составной части “социальной антропологии” относятся:
• экзистенциализм и персонализм.

№ 101
КРИЗИС “ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА” ЧЕЛОВЕКА? Не характерный для данного кризиса фактор.
• Стремление обособиться от людей и окружающей среды.

№ 102
Насущная потребность научного синтезирования “многомерного образа человека” объясняется следующими обстоятельствами:
• поддержанием стабильности международных и внутренних общественных отношений;
• поисками выхода из нетерпимых ситуаций: терроризм, наркомания и пр.;
• необходимостью своевременной нейтрализации надвигающихся кризисов.

№ 103
Возможности ПЕРСОНИФИКАЦИИ - это:
• выявление причин конфликтных ситуаций в семье, коллективах, ухода в маргинальность;
• преодоление вакуума обезличенного социума;
• возможности покорения Космоса.

№ 104
Основная специфика ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ человека:
• начинает самостоятельно строить свою индивидуальную линию жизни;
• сам определяет траекторию жизни;
• осознанно приступает к самореализации – поиску и обретению смысла жизни.

№ 105
Соответствие, отражающее необходимость междисциплинарного подхода в изучении феномена человека со стороны определенных категорий социума.
КАТЕГОРИИ СОЦИУМА СОДЕРЖАНИЕ ИХ ВЗГЛЯДОВ
Государственный деятель Отказ от остаточного принципа “социальной сферы”, активизация человеческого фактора;
Социальный работник Мобилизация социальной активности, социальная терапия, социальная защита;
Современный ученый Потребность синтезирования “интегративного целостного человека”;
Социальный политик Гармонизация общественных отношений

№ 106
Почему “маргинальный статус” в современном мире стал не столько исключением, сколько нормой жизни?
• Подрыв общественных устоев, кризисная ситуация в обществе.
• Разрыв традиционных связей и создание собственного “мира”.

№ 107
К каким последствиям для общества и для конкретного человека приводит УХОД В МАРГИНАЛЬНОСТЬ?
• Либо к разрыву всех традиционных связей и созданию своего собственного представления о мире.
• Либо к постепенному вытеснению или насильственному выбросу за пределы законности.
• К декларированию, вычленению из общества изгоев, тунеядцев, проституток, нищих.
• К выбросу “на задворки” так называемых “отбросов общества”.

№ 108
Какое жизненное качество, необходимое каждому человеку, подавляет по мнению “персоналистов” современная цивилизация?
• ЛИЧНОСТЬ.

№ 109
Каким термином определяется результат конфликта людей с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений к существующему строю?
• МАРГИНАЛЬНОСТЬ.

Тема 10. Антропологические основания социальной политики и социальной работы.

№ 110
Важнейшие составные части СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ:
• социальная политика государства и социальная работа с различными группами населения.

№ 111
Гуманизация общества – это:
• истина, свобода, благо, красота.

№ 112
Основной критерий, определяющий здоровье любого общества современности – это:
• отношение к отдельному человеку как к высшей ценности общества.

№ 113
Основополагающий принцип социальной сферы – это:
• социальная справедливость.

№ 114
Благоприятными условиям результативности социальной работы в современной России можно считать создание таких предпосылок как:
• признание человека высшей ценностью общества;
• отказ государства от “остаточного принципа” социальной сферы;
• координация совместных усилий государственных органов, ученых, социальных работников, политиков в выработке и реализации конкретных социальных программ.

№ 115
Основные причины обострения глобальных проблем современности – это:
• кризис индустриальной цивилизации;
• стремление со стороны западных олигархов к утверждению культа денег, силового прессинга;
• потребительская психология людей.

№ 116
Какими свойствами должна обладать современная СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА?
• Отказ от “остаточного принципа” вложения финансов в социальную сферу.
• Отказ от порочной практики “латания образовавшихся дыр”.
• Создание действенных программ реализации социальных проблем.

№ 117
Соответствие между ТЕРМИНАМИ социальной политики и их СОДЕРЖАНИЕМ:
ТЕРМИНЫ ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Социальная политика Составные части внутренней политики государства.
Социальная работа Универсальный социальный институт, взаимодействующий со всеми группами населения.
Социальная справедливость Равные права и обязанности всех членов общества.
Глобальные проблемы Широкий спектр жизненных интересов всех современных народов и стран.

№ 118
Почему нынешний этап в жизни западного общества назван журналистами “эрой острых ощущений”?
• Современные реалии породили общественное мнение, будто первейшая функция “мира культуры” - вызвать острые ощущения, ошеломить людей.
• Все больше людей склоняются к мысли, что самые острые ощущения вызывает показ жестокости и секса.

№ 119
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА в “широком смысле” - это:
• конкретные виды социальной сферы государства;
• семейная, молодежная политика; политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов; демографическая и миграционная политика.

№ 120
АНОМИЯ - это:
• нравственное состояние общественного и индивидуального сознания;
• разложение системы общественно-значимых ценностей.


на главную база по специальностям база по дисциплинам статьи