№ 1
Субъект познания с точки зрения эволюционного подхода рассматривается:
• Как продукт социально-исторического развития.
№ 2
Условия становления субъекта познания:
• Социальность.
• Язык.
• Труд.
• Сознание.
№ 3
Объект познания – это:
• объективная реальность, включенная в предметно-практическую или когнитивную деятельность.
№ 4
Субъективными основаниями истины являются:
• мнение;
• вера.
№ 5
Объективность истины означает:
• независимое от человека и человечества познавательное содержание.
№ 6
Истина обладает качествами:
• Объективность.
• Процессуальность.
• Абсолютность.
• Динамичность.
• Относительность.
№ 7
Переход от традиционного общества к индустриальному осуществился:
• в ХVП веке.
№ 8
Теоретическое исследование – это:
• изучение объекта в мысленном эксперименте.
№ 9
Наличие “проблемы знания” четко обозначил античный философ:
• Платон.
№ 10
Скептицизм отрицает:
• возможность получения истинных знаний о мире.
№ 11
Агностицизм отрицает:
• возможность познания на уровне сущности, но не явлений;
• возможность получения истинных знаний.
№ 12
Познавательные способности человека как “врожденные механизмы” рассматривал философ:
• Аристотель.
№ 13
“Познание есть способность познающего сознания отражать объективную реальность во всех ее проявлениях” – это позиция:
• философии диалектического материализма.
№ 14
“Познание есть самопознание Абсолютного разума” – это позиция:
• Бердяева.
№ 15
Гносеологические отношения возникают:
• в процессе любой деятельности “познающего субъекта”.
№ 16
Понятие “гносеологического субъекта” разрабатывается в философии:
• Гегеля.
№ 17
Процесс познания с материально-практической деятельностью человека связывает философ:
• Маркс.
№ 18
Н. Бердяев определяет знание:
• Kак “акт самопознания”, имеющий интуитивный характер.
№ 19
Гносеологическим субъектом может выступать:
• отдельный индивид;
• социальная группа, коллектив;
• общество в целом.
№ 20
Духовно-практический тип знаний включает:
• демонстрацию обобщенных образцов поведения и мышления.
№ 21
Для корреспондентской теории истины характерно:
• признание соответствия мыслей – действительности;
• признание адекватного воспроизведения мира в сознании познающего субъекта;
• признание “копирования” реальности мыслью.
№ 22
Относительный характер истины заключается:
• в неполноте научных теорий;
• в ограниченности области применения суждений;
• в приблизительности суждений, не исключающих искажений.
№ 23
Абсолютный характер истины означает:
• абсолютное знание о каких-либо сторонах, свойствах познаваемого мира.
№ 24
Заблуждение – это:
• непреднамеренное искажение истины в силу неполноты знания.
№ 25
Конкретность истины определяется:
• уровнем состояния, развития и характером практической деятельности;
• уровнем развития орудий и средств познания;
• характером имеющихся в распоряжении познающего субъекта методов научного познания.
№ 26
Критерий истины полученных знаний заключен:
• в практике, как “субъект-объектных” отношениях.
№ 27
Практика, как деятельность, носит:
• универсальный характер;
• целеполагающий характер;
• исторический характер;
• деятельностный характер.
№ 28
Научное познание включает в себя:
• экспериментальные методы познания;
• теоретические знания.
№ 29
Единство эмпирического и теоретического познания обусловлено:
• общественной практикой человека, порождающей потребность в познании.
№ 30
Содержание научного метода составляет:
• система следствий из практически проверенных теорий, регулирующая познавательную деятельность.
№ 31
Для философских методов характерно:
• универсальность;
• мировоззренческая направленность.
№ 32
Отличительными признаками науки являются:
• язык;
• научная аппаратура и методы;
• процедура выводимости знания “из меньшего большее”.
№ 33
“Вторая природа” – это мир создаваемых человеком:
• предметов, вещей;
• общественных отношений.
№ 34
Материалистическая философия рассматривала бытие как:
• тот или иной субстрат, являющийся первоосновой мира;
• субстанцию, набор неизменных постоянных свойств, присущих всем предметам и явлениям;
• “объективную реальность”, существующую вне и независимо от сознания.
№ 35
Основаниями для формирования “научной картины мира” выступают:
• имеющиеся знания о мире;
• идеалы, нормы, цели, методы и средства научного познания;
• философские идеи, определяющие мировоззрение ученого и мировоззрение “эпохи”.
№ 36
Общество:
• Самоорганизующаяся, сложно динамическая система отношений людей к природе и между собой, складывающаяся на основе деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей.
№ 37
Социальное поле деятельности человека (общественное бытие):
• Пространственно-временной континуум (целостность), в рамках которого проявляется социальное качество человеческой жизни в сложном переплетении своих материальных и идеальных сторон.
№ 38
Тип связи между факторами социального поля (общественного бытия):
• Круговые и взаимного “представления требований”.
№ 39
Ведущая роль в определении того, как люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению, принадлежит:
• Фактору культуры.
№ 40
Культура:
• Система духовных образцов жизнедеятельности человека. Это также - приемы, методы и символы, с помощью которых он, реализуя свои интересы, идеалы и смыслы, самоутверждает себя во всех спектрах своей жизнедеятельности и ее результатах.
№ 41
Цивилизация (лат. - Гражданский, государственный):
• Реальная культурно - историческая общность людей, в рамках которой осуществляются объективные закономерности социального функционирования и развития общества, преломляясь через потребности, интересы и смыслы человеческой жизнедеятельности.
№ 42
Многообразие культур и цивилизаций проявляется:
• В социокультурных основах существования локальных и мировых цивилизаций.
№ 43
Особенности евразийской мировой цивилизации (доминант Россия):
• Приоритетные ценности державности, сильной власти сочетаются с противоположными ценностями “европейства” (образованность, интеллигентность), свободы с полной независимостью от государства и уклонением от уплаты налогов.
№ 44
Идея “многополярного, многополюсного мира”:
• Все культуры обладают самодостаточными структурами и соответствующей им динамикой.
№ 45
Россия играет решающую роль в диалоге между Западом и Востоком:
• Особенности культуры, сочетающие в себе элементы Запада и Востока.
№ 46
Становление и оформление социально-философской проблематики происходит:
• B 18- нач. 19 в.в.
№ 47
Теория “общественного договора” рассматривалась в философии:
• Руссо;
• Гоббса.
№ 48
Возникновение рефлексивной социальной философии связано с именами:
• Конта;
• Спенсера;
• Маркса.
№ 49
Феноменология – это:
• наука о феноменах мышления.
№ 50
Деятельностный подход, как “объяснительный принцип” в изучении общества позволяет:
• понять причины генезиса социальной реальности;
• понять источник, механизм и принципы функционирования общества;
• понять историю общественного развития.
№ 51
Объективным фактором социальной реальности выступают:
• естественная основа развития общества, заключающаяся в природных условиях;
• уровень развития общественного производства: орудия труда, техника, технологии;
• законы функционирования общества.
№ 52
Сущность “формационного подхода” заключается:
• в выделении производственных отношений в качестве определяющих общественное развитие;
• признание неизбежности исторического прогресса;
• признание наличия объективных законов общественного развития.
№ 53
Заслуга в разведении понятий “культура” и “цивилизация” принадлежит:
• Руссо.
№ 54
Культура начинает проявлять себя с периода:
• “дикости” и “варварства”.
№ 55
Локальные цивилизации различаются:
• культурно-историческими особенностями;
• этническими особенностями;
• религиозными особенностями;
• экономико-географическими особенностями.
№ 56
Что такое миф:
• Насколько возможно точное отражение мира человеком.
№ 57
Зачем людям сказки:
• Рассказывая детям сказки, народ воспроизводит себя.
№ 58
Была ли первобытная культура примитивной:
• Сложно сравнивать, она была другой.
№ 59
Культуру можно рассматривать как:
• способ реализации творческого потенциала человека;
• «сущностное, родовое свойство человека»;
• совокупность ценностей, норм, институтов;
• способ человеческого существования.
№ 60
Коммуникативная функция культуры заключается:
• в культуре общения индивидов;
• в обмене информацией между людьми;
• в эмоциональном взаимовлиянии индивидов;
• в диалоге культур.
№ 61
Знаки, ритуалы, символы в традиционном обществе помогали человеку:
• в его отношениях с природным миром;
• в выделении себя, своего сообщества (рода) в социуме;
• в демонстрации своей причастности к определенному сообществу.
№ 62
Знаки и символы культуры обеспечивают человеку:
• передачу мысли, знания;
• передачу социального опыта, традиций;
• передачу определенных норм и форм общения друг с другом;
• сохранность культурной информации.
№ 63
К языковым формам коммуникации относятся:
• язык;
• рисунок;
• письмо.
№ 64
Информатизация общества создает условия для:
• расширения возможностей повышения культуры в целом, и культуры отдельного человека;
• расширения возможностей творческой деятельности человека;
• расширения возможностей обмена информацией.
№ 65
Изменение форм коммуникации в современном обществе ведет:
• к широкому распространению образцов высокой культуры в обществе;
• к нарушению баланса между высокой и низовой культурой;
• к появлению нового типа культуры.
№ 66
Человек, живущий в обществе, обладает:
• Относительной свободой.
№ 67
Взаимозависимость между свободой и ответственностью:
• Чем больше свободы, тем больше ответственности.
№ 68
О том, что люди стараются освободиться от бремени свободы и в бегстве от нее автор видит особенность нашего времени, писал философ:
• Э.Фромм.
№ 69
“Свобода - это всегда возможность поступать в соответствии с собственными ориентирами, желаниями, стремлениями в рамках наличной необходимости”:
• поскольку свобода всегда имеет определенные границы для своего проявления.
№ 70
Считается ли, что осознанность - необходимый момент свободного выбора и его важнейшая особенность:
• Мы не можем делать выбор, если не осознаем его смысл.
№ 71
Нравственная свобода человека задается:
• Внутренним миром человека.
№ 72
В истории общественной мысли личность представляли как:
• пассивный инструмент анонимных социальных сил;
• пассивного созерцателя природы;
• творца новых идей.
№ 73
Формирование личности в истории общества происходит:
• на стадии разложения первобытного общества.
№ 74
Личность есть:
• индивидуализированное бытие общественных отношений;
• совокупность духовных качеств человека;
• продукт развития общества.
№ 75
Становление личности связано:
• с появлением механизма ценностных ориентаций человека;
• с дифференциацией социальных ролей человека.
№ 76
Свобода человека – это:
• мера исторического уровня развития личности;
• проявление объективных и субъективных возможностей человека.
№ 77
Относительный характер человеческой свободы проявляется:
• свобода для одного человека способна привести к несвободе другого;
• в рамках своей жизнедеятельности человек свободе в одних действиях, и несвободен в других.
№ 78
Познание необходимости есть:
• одно из условий свободы, но еще не сама свобода;
• возможность расширения творческого начала человеческой деятельности;
• возможность “свободного человека” быть ответственным в своих действиях.
№ 79
Ответственность “свободного человека” обусловлена:
• духовностью самого человека;
• способностью человека осознавать свои поступки;
• существующими в обществе нравственными нормами, законами.
№ 80
“Человек ответственен абсолютно за все” – это позиция:
• волюнтаризма.
№ 81
Меру ответственности личности определяет:
• мера ее свободы;
• мера возможностей для “свободного выбора”;
• мера способности личности к “свободному выбору”;
• мера нравственности самой личности.
№ 82
Понятие “техника”:
• Это совокупность действий и приспособлений знающего человека, направленных на господство над природой.
№ 83
Смысл и цель технического прогресса:
• В освобождении от власти природы и достижении господства над ней.
№ 84
Качественный скачок в развитии технической цивилизации - промышленный переворот, произошел:
• В конце 18 века.
№ 85
От техники напрямую или опосредованно зависит:
• Характер и содержание труда.
• Уровень производительности труда.
• Степень использования новых свойств природных явлений.
• Расширение профессиональных возможностей человека.
№ 86
Ускорение процесса перестройки естественной среды человека в искусственную происходит:
• с открытием электричества.
№ 87
Характерные особенности стадии индустриализма:
• Стандартизация товаров, стиля жизни, языка; унификация всех сфер деятельности; специализация труда; концентрация и централизация капитала, населения, технологий.
• Отчуждение человека от труда и продуктов труда.
№ 88
Человек реализует с помощью техники и технологий:
• Интересы познавательных отношений с природой.
• Интересы в области научного познания в целом.
• Многоплановые интересы в отношениях самого себя.
• Интересы в сфере социальных отношений в целом.
№ 89
Развитие техники и технологий имеет:
• Cубъективно-объективную природу, сочетающую необходимость детерминации законами и интересами.
№ 90
Ответственным за судьбу своего открытия является ученый:
• поскольку никто не может снять личную ответственность человека за все его действия.
№ 91
Появление и распространение рекламы обусловлено:
• появлением технологий «удовлетворения потребностей»;
• необходимостью пропагандирования определенных ценностей в массах.
№ 92
Функциями рекламы выступают:
• оформление потребностей и стимулирование желаний;
• создание новых рынков и их устойчивости;
• расширение знаний человека о предоставляемых услугах и товарах.
№ 93
Глобальные проблемы человечества связаны:
• с растущей численностью народонаселения;
• с неразумным отношением человека к природе;
• с угрозой существования человеку и человеческой цивилизации;
• с существующими социальными и межнациональными конфликтами и возможностью мировой войны.
№ 94
Кризис индустриальной цивилизации проявляет себя:
• B концентрации научно-технического потенциала в военно-промышленном комплексе.
• B расширяющейся неравномерности социально-экономического развития разных стран.
• B сохраняющемся завоевательском отношении человека к природе.
№ 95
Проблема войны и мира - это:
• проблема всей человеческой истории.
№ 96
Войну как “двигатель общественного прогресса” рассматривал философ:
• Гегель.
№ 97
“Римский клуб” – это организация, объединяющая:
• ученых всего мира, призывающих к сохранению мира.
№ 98
Причины терроризма, как явления, следует искать:
• в сущностных особенностях современного информационно-технологического общества.
№ 99
На сегодня не ратифицировали “Киотское соглашение”:
• Китай.
• США.
№ 100
Основной фактор, мешающий человечеству решать глобальные проблемы:
• Cохранение частнособственнических интересов получения “прибыли” и “выгоды”.
на главную | база по специальностям | база по дисциплинам | статьи |
Другие статьи по теме