дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты на заказ

История политических и правовых учений
для специальности 021100
Чигоряев К.Н.
Кафедра Экономики
Томск-2006

История политических и правовых учений от зарождения первых Государств до XX века.

№ 1
Предметом истории политических и правовых учений являются:
• теоретически оформленное в доктрину взгляды на государство, право, политику.

№ 2
Объект правового учения:
• мировоззрение правоведа.

№ 3
Определение: “Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности” относится к понятию:
• общественные отношения.

№ 4
Политико-правовая идеология тоталитаризма не допускает:
• многообразия идевлов и политико-правовых доктрин.

№ 5
Основными формами правления являются:
• республика и монархия.

№ 6
Определение: “Государство, в котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть” относится к форме правления:
• тирания.

№ 7
Определение: “Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви” относится к следующей форме правления:
• теократия.

№ 8
Определение: “Государство, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти” относится следующей форме правления:
• демократия.

№ 9
Определение: “Государство, в котором власть принадлежит представителям родовой знати” относится к форме правления:
• аристократия.

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

№ 10
Политическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с:
• религиозным мировоззрением.

№ 11
Сборник законов Хaммурапи был составлен в:
• Вавилоне.

№ 12
Одной из отличительных черт восточных обществ была:
• кастовость.

№ 13
К памятникам древнеегипетской литературы относится:
• Речение Ипувера.

№ 14
Один из источников политико-правовой мысли Древнего Египта:
• Поучение Птахотепа.

№ 15
Зороастризм возник в:
• Иране.

№ 16
Поэма о Гильгамеше - литературный памятник:
• Шумера.

№ 17
Один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших днеи, - это:
• Законы Хаммурапи.

Древняя Индия.

№ 18
Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в:
• Индии.

№ 19
Брахманизм - это:
• религиозно - философская система, воплощенная в Ведах.

№ 20
“Палийский канон” - это:
• священные тексты буддизма написанные на языке Пали.

№ 21
Основателем буддизма был:
• Принц Сиддхартха Гаутама.

№ 22
В буддизме и индуизме существует такое понятие, как “карма”. Оно означает:
• сумму совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения (нового воплощения его души).

№ 23
Веды - это:
• древнейший памятник индийской письменности, сборник религиозных гимнов, молитв, заклинаний (конец II - середина I тысячелетия до н. э.).

№ 24
Один из основных источников буддизма:
• брахманизм.

№ 25
Мировой религией является:
• буддизм.

№ 26
Слова: “Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” принадлежат:
• Христу.

№ 27
Понятие, включающие в себя весь круг обязанностей и ответственности человека:
• Дхарма.

Древний Китай.

№ 28
Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) создал свой идеал совершенного человека (цзюнь цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами:
• чувство долга и благородство.

№ 29
Сборник изречений и бесед Конфуция, основателя религиозно-этического учения конфуцианства называется:
• "Луньюй".

№ 30
Конфуцианство возникло и распространилось в:
• Китае.

№ 31
Философ, который считается основателем даосизма:
• Лао-Цзы.

№ 32
“Даосизм” возник в:
• Китае.

№ 33
“Дао де цзин” - это:
• полное собрание произведений даосизма.

№ 34
Основу политического учения Конфуция составляет принцип:
• дэ.

Политические и правовые учения Античной Греции и Рима.

№ 35
Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря:
• системе рабства, которое предоставило человеку время для занятий.

№ 36
Первые древнегреческие мыслители, давшие начало древнегреческой философии:
• Гераклит, Пифагор.

№ 37
Группа философов- мыслителей, сложившаяся в V - IV вв. в Древней Греции, ставших позднее платными учителями:
• софисты.

№ 38
Термином “эллинизм” обозначают определенный греко - восточный синкретизм, явившийся результатом:
• завоевательной политики Александра Македонского.

№ 39
Древнегреческий полис - это:
• город - государство гражданской общины.

№ 40
Акция отмены долгов в Древней Греции называлась:
• сисахфия.

№ 41
Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у:
• Эпикура.

№ 42
Сущность римского права заключается в:
• верховенстве закона над властью.

№ 43
Аристотель был учеником:
• Платона.

№ 44
Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме:
• Сократ.

№ 45
Аристотель развивал идеи государственно - политического устройства общества в своем труде:
• "Политика".

№ 46
“Неправильной” (с точки зрения Аристотеля) формой государства является:
• тирания.

№ 47
Аристотель считал наиболее полезным такой класс общества, как:
• аристократия.

№ 48
Право Аристотель называл:
• политическим правом.

№ 49
Согласно Сократу зло творится:
• по незнанию и по неведению.

№ 50
Платон считал идеальным типом государственного устройства:
• аристократическое государство.

№ 51
По мнению Аристотеля лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны:
• олигархии и демократии.

№ 52
В 335 г. до н. э. Аристотель, вернувшись в Афины, основал школу. Она получила название:
• ликей.

№ 53
Древнеримский философ, автор труда “О граде Божьем”, в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей, - это:
• Августин Блаженный.

№ 54
Знаменитый римский оратор:
• Цицерон.

№ 55
Греческие города - государства (полисы) возникли в период:
• перехода от патриархально - общинного к рабовладельческому строю.

№ 56
Главную защиту государства Цицерон видит в защите:
• частной собственности и господствующего положения оптиматов.

№ 57
Варварские племена, разрушившие Рим с такой жестокостью, что их имя стало нарицательным:
• вандалы.

Христианская мысль о Государстве и праве. Августин Блаженный. Ереси. Фома Аквинский.

№ 58
Христианская мораль изложена в:
• “Нагорной проповеди” Иисуса Христа.

№ 59
По мнению Августина Блаженного светская и церковная власть:
• различны, независимы и каждая обладает суверенитетом.

№ 60
Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким - либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами, называется:
• фетишизмом.

№ 61
В основе догматизма лежат:
• символы веры христианства.

№ 62
Течения в Христианской церкви, не совпадающие с официальным вероучением:
• ереси.

№ 63
Определение: “Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви” относится к следующей форме правления:
• теократия.

№ 64
Каким общим названием именовались все существовавшие ереси?
• Kатары.

№ 65
Общность имущества провозгласилo:
• раннее христианство.

№ 66
В анализе реальности Фома Аквинский пользуется наследием:
• Аристотеля.

№ 67
Учитель философии и теологии - крупнейший представитель схоластики:
• Фома Аквинский.

№ 68
Из всех форм государства Фома Аквинский больше симпатизировал:
• монархии.

№ 69
Халкедонский собор состоялся в:
• 451 г.

№ 70
Мировой религией является:
• христианство.

№ 71
Как несториане воспринимали и толковали образ Христа?
• Бог - сын - человек.

Исламская политико-правовая мысль.

№ 72
Пророк, основатель ислама:
• Мухаммед.

№ 73
Книга, в которой изложены основы ислама, называется:
• Коран.

№ 74
Два наиболее крупных направления в исламе - это:
• суннизм и шиизм.

№ 75
Современное религиозно - политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется:
• исламский фундаментализм.

Русская православная концепция Государства и права.

№ 76
Политико-правовой трактат “Слово о Законе и Благодати” был создан:
• митрополитом Иларионом.

№ 77
В феврале 1549 г. был созван первый Земский собор, что знаменовало переход российской монархии в новое качество, а именно монархии:
• сословной.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения Реформации. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Боден, Ж. Кальвин.

№ 78
Первым разработал концепцию суверенитета государства:
• Ж. Боден.

№ 79
Механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали, впервые проанализировал:
• Н. Макиавелли.

№ 80
Право народа на сопротивление угнетению любыми средствами (в том числе насильственными) допускал:
• Т. Мюнцер.

№ 81
Кальвинизм зародился в:
• Швейцарии.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения Реформации. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Боден, Ж. Кальвин.

№ 82
Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства:
• Платон.

№ 83
Одна из основных идей, положенных в основу утопического социализма, это идея:
• равенства всех людей.

№ 84
Автором “Города солнца” является:
• Т. Кампанелла.

№ 85
Автором “Утопии”, после опубликования которой это слово стало употребляться ко всем проектам идеального общества, является:
• Т. Мор.

Политические и правовые идеи учения в Голландии в XVII веке. Теория естественного права: Г. Гроций, Б. Спиноза.

№ 86
Теория происхождения государства, выдвинутая Г. Гроцием и широко распространившаяся в эпоху буржуазных революций, называется теорией:
• общественного договора.

№ 87
Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители:
• либерализма.

№ 88
Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею “общественного договора”:
• Г. Гроций.

№ 89
Исследовать общество с помощью “геометрического метода” пытался:
• Б. Спиноза.

№ 90
Как “отец международного права” в историю политических учений вошел:
• Г. Гроций.

Политико-правовые учения в Англии XVII в.: T. Гоббс, Д. Локк.

№ 91
Труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею “общественного договора”, называется:
• "Левиафан".

№ 92
Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею “общественного договора”:
• Г. Гроций.

№ 93
Первым разработал концепцию суверенитета государства:
• Ж.Боден.

№ 94
Как идеолог и основатель либерализма в историю вошел:
• Д. Локк.

Политико-правовые учения в России в XIV-XVII вв.: Нил Норский, М. Грек, И. Волоцкий, Ф. Косой, И. Пересветов, И Грозный, И.Тимофеев.

№ 95
В феврале 1549 г. был созван первый Земской собор, что знаменовало переход российской монархии в новое качество, а именно монархии:
• сословной.

№ 96
Натуральное хозяйство - это:
• хозяйство, ориентированное на производство продуктов для собственного потребления.

№ 97
Основными формами правления являются:
• республика и монархия.

Политико-правовые учения Европейского Просвещения: Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо.

№ 98
Общественный договор - это:
• философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.

№ 99
Автором книги “Об общественном договоре” является:
• Ж.-Ж. Руссо.

№ 100
В своем труде “О духе законов” конституционно-монархическую форму правления отстаивал:
• Ш. Монтескье.

№ 101
Республиканскую форму правления и идею народного суверенитета в своих работах отстаивал:
• Ж. Ж. Руссо.

№ 102
Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею “общественного договора”:
• Т. Гоббс.

№ 103
Известный мыслитель эпохи европейского Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, ее пооложению, размерам и т.п.:
• шарль Монтескье.

Политико-правовые учения в России XVIII в.: М.М. Щербатов, В.Н.Татищев, С.Е.Десницкий, А.Н.Радищев.

№ 104
С получением личной свободы по Реформе 1861 г. крестьяне получили права:
• покидать общину по своему усмотрению.

№ 105
“Общественный договор” - это:
• философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение Государственной власти соглашением между людьми.

№ 106
Под социализмом марксизм понимает:
• первую (низшую) фазу коммунистической формации.

Политико-правовые учения в США в XYIII-XIX вв.: Т. Джефферсон, Т.Пейн, А. Гамильтон.

№ 107
Лидером федералистов был:
• Гамильтон.

№ 108
Автором “Декларации независимости США” является:
• Т. Джефферсон.

Политико-правовые учения в Германии в конце XVIII –начало XIX в: И. Кант, Г.В.Гегель.

№ 109
Идею “категорического императива” выдвинул:
• И. Кант.

№ 110
Автором книги “Об общественном договоре” является:
• И. Кант.

№ 111
Государство как “идею разума, свободы и права” трактовал:
• Г. В.Ф. Гегель.

№ 112
Основные произведения Гегеля:
• “Наука логики”, “Философия права”.

№ 113
Под “гражданским обществом” Гегель понимал:
• современное ему буржуазное общество.

№ 114
Идея разделения властей в государстве впервые была выдвинута:
• Д. Локком.

Политико-правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в.

№ 115
Движущими силами исторического развития: прогресс науки, морали и религии считали представители:
• утопического социализма.

№ 116
Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители:
• либерализма.

№ 117
Одна из основных идей, положенных в основу утопического социализма, - это идея:
• равенства всех людей.

Политико-правовые учения марксизма.

№ 118
Понятие общественно - экономической формации ввел:
• К. Маркс.

№ 119
В качестве основных в производственных отношениях Маркс и Энгельс выделили отношения:
• собственности.

№ 120
По мнению Маркса и Энгельса, диктатура пролетариата необходима для периода:
• перехода от капитализма к социализму.

№ 121
Под социализмом марксизм понимает:
• первую (низшую) фазу коммунистической формации.

№ 122
Маркс и Энгельс назвали “казарменным коммунизмом” модель коммунистического общества:
• М. A. Бакунина.

№ 123
Парижская коммуна относится к:
• 1871г.

№ 124
Определение: “Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности” относится к понятию:
• общественные отношения.

Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX в.: Д. Остин, Р. фон Иеринг, Г. Спенсер, Л. Гумплович, Г. Еллинек.

№ 125
Основателем юридического позитивизма является:
• Дж. Остин.

№ 126
“Теорию насилия” выдвинул:
• Л. Гумплович.

№ 127
Свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора пытались представители:
• социал-дарвиизма.

№ 128
Соединить юридическую концепцию государства с социологическим:
• Г. Еллинек.

№ 129
Термин “социология” впервые был введен в научный оборот:
• К. Спенсером.

№ 130
Представителями “исторической школы права” являлись:
• Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта.

№ 131
Автором работ “Воля к власти”, “Так говорил Заратустра” является:
• Ф. Ницше.

Политические и правовые идеи XX века.

№ 132
Труд “Чистая теория права” принадлежит:
• Г. Кельзену.

№ 133
“Свободный подход к праву”, который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место “свобода судейского усмотрения”, характерен для:
• Е.Эрлиха.

№ 134
“Железный закон олигархии” сформулировал:
• Р. Михельс.

№ 135
Концепцию управления современным обществом выдвинули американские социологи Дж. Бернхем, Д. Белл, Б Беквит. Она называлась:
• технократизм.

№ 136
Французский юрист начала XX в Л. Дюги является основоположником:
• солидаризма.

№ 137
Определение: “Направление, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан-институций” относится к:
• институционализму.

Политическая и правовая мысль России XIX-XX вв.

№ 138
Главные политические цели, которые были поставлены в программе П. И. Пестеля “Русская правда”, не могли быть достигнуты без решения главного вопроса - земельного. Земельный фонд страны должен был быть разделен на 2 части:
• передаваемую в собственность крестьянам и помещикам.

№ 139
Наиболее радикальная из программ декабристов - это:
• “Русская правда” П. И. Пестеля.

№ 140
Документ, в котором была изложена программа Северного общества декабристов, назывался:
• Конституция.

№ 141
Согласно “Конституции” Никиты Муравьева, после захвата власти в России должна была установиться:
• конституционная монархия.

№ 142
По “Конституции” Н. М. Муравьева самодержавие должно бить ликвидировано, император оставался главой исполнительной власти н верховным главнокомандующим. Верховная законодательная власть принадлежала:
• Вече.

№ 143
Программа декабристов, по которой гарантировалось всеобщее избирательное право, это:
• “Конституция” Н. М. Муравьева.

№ 144
В эмиграции A. И. Герцен издавал газету:
• "Колокол".

№ 145
Основной движущей силой преобразований Бакунин считал народ. Как он оценивал готовность народа к революции?
• “Народ уже созрел к революции. Необходимо лишь поднять его на выступление, которое будет успешным, так как большинство населения его (восстание) поддержит”.

№ 146
Представителем Либерального направления русской мысли второй половины 19 в.был:
• Чичерин Б. Н.

№ 147
Маркс и Энгельс назвали “казарменным коммунизмом” модель:
• М.A. Бакунина.

№ 148
Под термином “разночинцы” подразумевается:
• интеллигенция.

№ 149
“Идти в народ”, “поднимать народ на революцию” - основные направления деятельности народников 70-х гг. Однако единства по тактическим вопросам в народническом движении не было. Разногласия возникли:
• готовность народа к революции, движущие силы и средства совершения революции.

№ 150
Первые декабристские организации назывались:
• “Союз спасения” и “Союз благоденствия”.

№ 151
Труды: “Государство и революция”. “Что делать?”, “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” - принадлежат:
• В.И.Ленину.

№ 152
Современная политическая история выделяет 3 основных этапа русского революционного движения: дворянский, разночинский, пролетарский. В основание этой периодизации был положен критерий:
• классовый.

№ 153
Основной чертой политической системы Советской Республики, сложившейся в ходе гражданской войны, является:
• однопартийная диктатура при неравенстве прав граждан.

№ 154
После победы пролетарской революции на первое место В.И. Ленин ставил функцию:
• насилия.

№ 155
Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между “землей” (народом) и государством (царем).
• Cлавянофильство.

№ 156
Советы - это органы:
• совмещающие законодательные, исполнительные и контрольные функции.

№ 157
Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между “землей” (народом) и государством (царем).
• Западничество.

№ 158
В1902 г. в Штутгарте под редакцией П. Б. Струве вышел журнал, объединивший левых земцев я представителей интеллигенции, выступавших с лозунгами о предоставлении политических свобод в России. Журнал назывался:
• “Освобождение”.

№ 159
Старую буржуазную государственную машину по мнению В. И. Ленина пролетариат должен:
• разбить, сломать.

№ 160
«Политический социализм» в России внедряли:
• В. Зубатов, Г.А.Гапон.

№ 161
Маркс и Энгельс назвали “казарменным коммунизмом” модель коммунистического общества:
• М. А. Бакунина.

на главную база по специальностям база по дисциплинам статьи

Другие статьи по теме

 
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации,отчеты на заказ