дипломы,диссертации,курсовые,контрольные,рефераты,отчеты на заказ

Основы эргономики и дизайна РЭСБН
для специальности 210303 (201500)
Кондаков А.К.
Томск-2005

 
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации,отчеты на заказ

№ 1
Основа деятельности человека-оператора заключается в получении, сохранении, переработке и передачи информации. Поэтому особенности памяти являются для оператора важнейшим профессиональным качеством. В деятельности оператора различают две основные формы памяти:
• оперативная;
• постоянная.

№ 2
Объем памяти оператора составляет обычно 5…9 символов (7±2). Символы характеризуются длиной алфавита (общее число различных символов, которые могут быть предъявлены). Например, предъявление двоичных чисел – длина алфавита равна двум, предъявление букв русского начертания –длина алфавита составляет 32. Как изменится объем памяти оператора при уменьшении длины алфавита сигналов информации?
• Увеличится.

№ 3
Оперативная память, обеспечивая решение текущих задач оператора, играет важную роль в его деятельности. Значительная часть ошибок оператора связана с процессами оперативной памяти. 3 наиболее важных характеристик оперативной памяти:
• Объем памяти.
• Длительность сохранения информации.
• Помехоустойчивость оперативной памяти.

№ 4
Почему характеристики деятельности оператора (время решения задачи, число ошибок, психологические и физиологические показатели состояния организма и др.) определяют статистически на основании проведения экспериментальных исследований, а результаты обрабатываются методами математической статистики?
• Tак как результаты экспериментальных исследований являются случайными величинами.

№ 5
Чему соответствует то пространство в системе “СЧМ”, которое оснащено средствами СОИ, органами управления и вспомогательным оборудованием, и где осуществляется трудовая деятельность оператора?
• Pабочее место.

№ 6
Как называется пространство рабочего места оператора с размещенными органами управления и другими техническими средствами, в котором осуществляются двигательные действия оператора при выполнении рабочего задания?
• Моторное поле.

№ 7
Как называется пространство рабочего места оператора с размещенными средствами СОИ и другими источниками сведений, используемых оператором в процессе трудовой деятельности?
• Информационное поле.

№ 8
При конструировании производственного оборудования и организации рабочего места, для обеспечения оптимального положения работающего необходимо:
• предусмотреть возможность регулирования элементов рабочего места.

№ 9
Для восприятия объектов сложной конфигурации на информационном поле оператора существует оптимальный угол обзора в горизонтальной плоскости, в котором надежно, точно и быстро считывается информация. Значение этого угла обзора:
• 30...40.

№ 10
Значение угла обзора в вертикальной плоскости:
• 15 градусов вверх или 15 градусов вниз от линии взора.

№ 11
С точки зрения науки эргономики техника должна эффективно решать комплексные задачи: выполнять определенные технические производственные задания, способствовать созданию оптимальных условий трудовой деятельности, предотвращать отрицательные результаты от использования новой техники в производстве и т.п. На какой основе осуществляется этот принцип?
• Hа основе знаний о предметных и структурных закономерностях процессов взаимодействия человека и техники.

№ 12
В существующих в настоящее время условиях общественного развития резко возросло значение качественных показателей и характеристик, как к трудовой деятельности человека, так и соответственно повысились требования к совершенствованию потребительских качеств новой техники. За счет каких показателей техники обеспечивается достижение этих результатов?
• За счет показателей эргономичности, экологичности и эстетичности.

№ 13
Существует понятие «эргономичность техники», которое является целостной эргономической характеристикой, конкретным проявлением деятельностного подхода в эргономике. Назовите свойства техники, определяющие это понятие.
• Управляемость, обслуживаемость, освояемость, обитаемость.

№ 14
Выберите определение термина “эргономическое проектирование человеко – машинных систем”.
• Pазработка проектных предложений, обеспечивающих создание удобной и безопасной техники.

№ 15
Для обеспечения эффективности обработки зрительной информации, для оценки качества изображения на индикаторных устройствах используется один из параметров функционального анализатора глаза. Это -
• Kонтрастная чувствительность глаза.

№ 16
Острота зрительного различения восприятия информации для объектов по яркости зависит от прямого и обратного контраста. Что значит прямой контраст?
• Tемные знаки на светлом фоне.

№ 17
Что значит обратный контраст?
• Cветлые знаки на темном фоне.

№ 18
Для передачи качественного изображения информации на ЭЛТ, передачи картинной обстановки и реальных объектов (телевидение, кино) важным является число признаков, необходимых для опознания объектов разных классов (буквенно-цифровые знаки, сложные изображения и т.п.). Назовите посредством чего передаются в зрительный анализатор эти опознавательные признаки.
• Pазным числом градаций яркости.

№ 19
Контрастность изображения является одним из основных параметров качества представляемой информации. Как изменяется этот параметр при увеличении внешнего освещения в помещении?
• Kонтрастность снижается.

№ 20
Основная особенность зрительного анализатора является наличие инерционности в работе глаза. Это связано со временем экспозиции зрительного сигнала для неизменности воспринимаемой интенсивности сигнала, а также с определением временных интервалов для ощущения раздельности сигналов, следующих друг за другом, и для оптимального восприятия каждого из них, или, наоборот, для ощущения слитности последовательно предъявляемых дискретных сигналов. Субъективной характеристикой глаза, учитывающей эти факторы, является время зрительной инерции. Какое должно быть время экспозиции для восприятия глазом неизменной интенсивности сигнала?
• Больше 50 мс.

№ 21
Что определяет наилучшие условия для зрительного восприятия и наилучшего различения информации на индикаторах?
• Внешняя освещенность, вид и контраст изображения, оптимальные угловые размеры индикатора, яркость изображения, время экспозиции.

№ 22
Наилучшие условия для зрительного восприятия будут в том случае, если яркость поля адаптации глаза (фона) будет лежать в пределах нескольких сотен канделл на квадратный метр. Обеспечение требуемой яркости является необходимым, но еще не достаточным условием нормального зрительного восприятия. Другое важное условие – это обеспечение требуемого контраста изображения. Оптимальное значение необходимого контраста:
• К = 0,65…0,95.

№ 23
Наилучшим условием для зрительного восприятия и условием нормальной видимости предметов являются оптимальные значения яркости фона (10…300 кд/м) и требуемый контраст (0,65…0,95) предмета. Однако этого еще не достаточно для нормальной видимости и идентификации предмета. Нужно знать, как этот контраст воспринимается в данных условиях. Для этого вводится понятие порогового контраста Кпор=dB/Bф, где dB – пороговая разность яркостей, т.е. минимальная разность яркости предмета и фона, видимые впервые глазом, эта величина является дифференциальным порогом различения. Какой величины должно быть различие в яркости предмета и фона по отношению к пороговому, чтобы обеспечивать получение четкого оперативного восприятия предмета?
• Q больше 10…15.

№ 24
Из каких трех этапов состоит инженерно – психологический расчет характеристик пульта управления?
• Oпределения геометрических характеристик пульта управления.
• Hахождения геометрических размеров знаков и отдельных индикаторов.
• Oпределение требуемой яркости свечения индикаторов.

№ 25
Что представляют собой антропометрические характеристики?
• Aнтропометрические характеристики – размеры тела человека и его отдельных частей.

№ 26
Основная зона расположения индикаторов ограничена зоной ясного видения поля зрения человека. Эта зона характеризуется тем, что человек может опознать находящиеся в ней предметы, не различая, однако при этом, мелких деталей. Размеры зоны ясного видения в вертикальной и горизонтальной плоскости:
• 30 и 45 градусов.

№ 27
Второстепенная зона расположения индикаторов ограничена зоной периферического зрения человека. Она характеризуется тем, что предметы, находящиеся в периферической зоне, только обнаруживаются, но уже не опознаются. Чтобы их опознать, необходимо осуществить перемещение взгляда с помощью установочных движений (скачком) глаз. Размеры зоны периферического зрения в вертикальной и горизонтальной плоскости.
• 75 и 90 градусов.

№ 28
Развитие эргономики, как прикладной науки, приводит к необходимости применения разрабатываемых ею методов, критериев, рекомендаций. Предназначение применения результатов эргономики:
• К любой сфере человеческой деятельности.

№ 29
Приобретают и обладают ли эргономика и дизайн в настоящее время социально – экономическую значимость? Содействуют ли они интересам человека и общества? Способствуют ли они созданию оптимальных условий труда, быта и отдыха людей?
• Да.

№ 30
Что явилось причиной возникновения самостоятельного направления новой отрасли знаний – эргономики?
• Pезкая стоимость технических средств и “цена” ошибки человека при управлении сложными системами.

№ 31
Существуют ли нормативно – технические документы на эргономические требования к проектированию промышленных изделий?
• Cуществуют, но в ограниченном объеме.

№ 32
Укажите выражение математической статистики по определению одного из эргономических показателей работы оператора – вероятность безошибочного выполнения рабочих операций по управлению системой “СЧМ”.
• (Nj-nj)/Nj, где: Nj – общее количество выполненных операций j-го вида; nj – допущенное при этом количество ошибок; Tj – среднее время выполнения операций j –го вида.

№ 33
В зависимости от характера процесса управления различают СЧМ трех типов. В системе 1-го типа технологический процесс протекает непрерывно. Оператор наблюдает за процессом и вмешивается в него только в случае отклонения процесса от нормы. Примерами СЧМ 1-го типа являются системы управления химическим, металлургическим непрерывным производством, энергосистемы, системы управления воздушным транспортом и т.д. В системах 2-го типа процесс управления также носит непрерывный характер, однако деятельность оператора заключается в периодическом решении ряда задач, следующих друг за другом. В промежутках между решениями задач у оператора наступает оперативная пауза. Это системы передачи данных, АСУ связи, радиолокационное управление и т.п. Системам 3-го типа характерна ярко выраженная дискретность решения отдельных задач. В перерывах между решениями задач система СЧМ находится в состоянии ожидания и подготовки к решению очередной задачи. Примерами таких систем являются системы телевидения и связи. Для какого из этих типов систем показателем надежности является вероятность безотказного, безошибочного и своевременного протекания управляемого процесса в течение заданного времени t.
• Для 1-го типа.

№ 34
Для какого из вышеперечисленных типов систем показателем надежности является вероятность безотказного, безошибочного и своевременного выполнения возникающей задачи.
• Для 2-го и 3-го типов.

№ 35
Три фактора, которыми определяется и обуславливается надежность работы человека – оператора.
• Индивидуальными свойствами и особенностями человека.
• Инженерно – психологическим соответствием техники, особенно тех ее элементов, которые вступают в непосредственный контакт с человеком (СОИ и органы управления), задачам и возможностям человека в системе.
• Уровнем обученности и тренированности человека.

№ 36
Три главных требования к организации информационного поля для оператора системы “СЧМ” с точки зрения минимизации времени информационного поиска.
• Элементы поля следует располагать так, чтобы в объем фиксации, ограниченной зоной 10 градусов, попадало максимальное число элементов, равное 4…6.
• Следует по возможности уменьшить объем поля, не допуская нахождения в нем ненужных элементов.
• Искомые элементы следует выделять таким образом, чтобы обеспечить наименьшее время их фиксации.

№ 37
Два критерия, которыми определяется объем зрительного восприятия человека.
• Объемом оперативной памяти (4…6 элементов).
• Размерами зоны ясного видения (10 градусов).

№ 38
Объем памяти человека – оператора экспериментально определяется количеством статической последовательности сигналов, символов, знаков, предъявляемых оператору для запоминания за определенный промежуток времени. Ответ, статистически подтверждающий обычный объем памяти:
• 7±2.

№ 39
Реальную информацию о параметрах управляемого объекта оператору на пульте управления, как правило, представляют в закодированном виде. Вид алфавита кода выбирают с учетом характера передаваемой информации и задач, решаемых оператором. Это могут быть: форма, размер, пространственная ориентация, длина линии, количество точек, буквы, цифры, яркость, цвет, частота мелькания и пр. При передаче информации о нескольких признаках объекта используют многомерное кодирование, оптимальное число знаков такого кодового обозначения #math@vol$8. Какому виду алфавита следует отдавать предпочтение при группировке знаков сложного кодового обозначения.
• Cмешанным алфавитам кода.

№ 40
В эргономике одной из важных проблем является кодирование информации на лицевой панели. Под кодом понимают систему условных знаков для приема, передачи, обработки и хранения информации об объекте. Для передачи информации о нескольких признаках объекта служит многомерное кодирование, в котором используется сочетание различных видов алфавита: форма, цвет, ориентация, размеры, яркость, частота мелькания и т.д. Частота мелькания сигнала может быть использована для привлечения внимания оператора к данному элементу на панели. Необходимая частота мелькания, в случае предупредительных сигналов:
• 0,5…1 Гц.

№ 41
Необходимая частота мелькания, в случае аварийной сигнализации:
• 5…6 Гц.

№ 42
Какими эргономическими показателями характеризуется надежность работы оператора?
• Показатели безошибочности, готовности, восстанавливаемости, своевременности.

№ 43
Какими эргономическими показателями характеризуется надежность работы системы “СЧМ”?
• Вероятность безошибочного, безотказного и своевременного выполнения задачи системой, определяемая через показатели надежности оператора и техники и учитывающая также их взаимное влияние.

№ 44
Для типовых, часто повторяющихся операций, при устойчивой работоспособности оператора в качестве эргономического показателя безошибочности работы используется показатель λj – интенсивность ошибок. Выражение для определения показателя интенсивности ошибок оператора:
• nj/Nj*Tj, где: Nj – общее количество выполненных операций j-го вида; nj – допущенное при этом количество ошибок; Tj – среднее время выполнения операций j–го вида.

№ 45
Одним из важных эргономических показателей надежности работы оператора является его коэффициент готовности Коп, представляющий собой вероятность включения оператора в работу в любой произвольный момент времени (это наиболее важно для СЧМ непрерывного типа). Выражение для этого показателя:
• 1-T0/T, где Т0 – время, в течение которого оператор не способен принять и переработать поступающую информацию; Т – общее время работы.

№ 46
В эргономике для оценки надежности работы оператора существует показатель своевременности деятельности его работы. Этот показатель вводится потому, что правильные, но не своевременные действия оператора не приводят к достижению цели в системе управления, так как дают тот же результат, что и совершенная ошибка. Поэтому, как правило, на выполнение определенных задач в системе “СЧМ” отводится определенный лимит времени tл. Каково должно быть соотношение между τол – время выполнения оператором рабочих действий по обработке информации и tл – лимит времени отводимый на эту обработку?
• τол<tл.

№ 47
Что явилось причиной возникновения самостоятельного научного направления – эргономики и мощного толчка исследований, направленных на выявление оптимальных условий трудовой деятельности?
• Причиной возникновения эргономики явились противоречия, возникающие в сложных технических системах, которые обладают самостоятельной логикой функционирования и развития, но как элементы процесса трудовой деятельности функционируют в единой системе с человеком, а значит по законам его труда.

№ 48
Пять основных этапов деятельности оператора в системе СЧМ при решении технологической задачи или выполнении операций управления в системе СЧМ:
• Восприятие информации.
• Оценка информации, ее анализ и обобщение.
• Принятие решения о действиях.
• Приведение принятого решения в исполнение.
• Контроль за результативностью исполнения принятого решения.

№ 49
В реальной обстановке работа оператора в системе “СЧМ” осуществляется в два взаимообусловленных этапа: этап информационного поиска и этап обслуживания системы. Две составляющие этапа информационного поиска:
• Восприятие информации.
• Оценка информации, ее анализ и обобщение.

№ 50
В реальной обстановке работа оператора в системе “СЧМ” осуществляется в два взаимообусловленных этапа: этап информационного поиска и этап обслуживания системы. Три составляющие этапа обслуживания системы:
• Принятие решения о действиях.
• Приведение принятого решения в исполнение.
• Контроль за результативностью исполнения принятого решения.

№ 51
Уделяют ли внимание специалисты в области эргономики и инженерной психологии исследованию человеческих факторов применительно к задачам проектирования, создания и оценке технически сложных изделий культурно – бытового назначения?
• Уделяют.

№ 52
Как относится наука эргономика к целесообразным различным вариантам конкретных видов человеческой деятельности, связанных с использованием и проектированием новой техники?
• Изучает и проектирует.

№ 53
Эргономика при проектировании человеческой деятельности в системе управления АСУ опирается:
- на фундаментальные психологические инструменты деятельности человека, являющиеся по существу собственными средствами оператора,
- на внешние средства, предоставляемые работающему человеку конструкторами машин и систем.
Собственные средства (способы) деятельности оператора:
• Мышление, опыт, знания.
• Восприятие, память.
• Программы и схемы поведения, навыки.

№ 54
Внешние средства (способы) деятельности оператора:
• Информационные модели.
• Устройства отображения информации.
• Средства математического обеспечения ЭВМ.
• Органы управления и средства коммуникации.

№ 55
Пять причин того, что эффективность СЧМ, как один из главных показателей качества системы, не является постоянной величиной во времени как в процессе освоения этих систем, так и в процессе эксплуатации во время каждой рабочей смены.
• Изменения работоспособности человека – оператора в течение смены.
• Зависимость психофизиологических качеств человека – оператора от внешних условий.
• Зависимость физического состояния и возраста оператора.
• Утомляемость оператора.
• Потеря работоспособности оператора в стрессовых условиях.

№ 56
Эффективность функционирования системы управления СЧМ в большой степени определяется ее специфическим свойством «эргономичностью». Выберите определение термина эргономичности СЧМ.
• Cовокупность свойств системы, обеспечивающих возможность динамического взаимодействия человека с техническими средствами в целях выполнения системой поставленных задач в заданных условиях ее эксплуатации.

№ 57
Показатель “эргономичность” техники, также как и показатель ее эффективности, определяется применительно к конкретным задачам и условиям функционирования системы. Поэтому каждая система СЧМ, как правило, характеризуется не одним единственным значением этого показателя, а их совокупностью. Три основные составляющие совокупности показателя эргономичности техники:
• По времени.
• По точности.
• По надежности.

№ 58
Существуют два вида деятельности оператора в системе СЧМ по критерию особенностей переработки им информации и принятия решения:
- обнаружение и немедленное обслуживание;
- информационный поиск с отсроченным обслуживанием.
Шесть признаков, характерных для первого типа деятельности:
• Небольшой алфавит сигналов, прочно ассоциированных с определенными реакциями.
• Информационное содержание сигналов воспринимается и оценивается быстро.
• Практически отсутствует информационный поиск и процесс принятия решения.
• Оператор от восприятия сигнала сразу переходит к исполнительному действию.
• У оператора нет многозначности связей между стимулами и возможными ответными действиями.
• У оператора ограниченны возможности оперирования как алфавитом образов, так и алфавитом управляющих действий.

№ 59
Шесть признаков, характерных для второго типа деятельности:
• Оператор перерабатывает большое количество информации, как с устройств СОИ, так и извлекаемой из памяти.
• Процесс восприятия у оператора превращается в самостоятельное действие, развернутое во времени и осуществляемое по определенным, заранее заданным или выработанным правилам.
• Осуществляется процесс преобразования информации, приводящий к принятию решения о необходимости воздействия на систему и реализация этого решения.
• Происходит сложный процесс информационного поиска.
• Характерно сложное взаимоотношение между информационной моделью и моделью реальной обстановки.
• Оператор проводит группировку, обобщение, классификацию стимулов, меняет их алфавит по разным алгоритмам.

№ 60
СЧМ в отличие от чисто технических систем характеризуется рядом особенностей, вносимых в нее свойствами, присущими только человеческой деятельности. Пять особенностей человеческого звена:
• Универсализм.
• Адаптивность.
• Помехоустойчивость.
• Резервирование.
• Изменчивость.

№ 61
Общепринятым является определение понятия “эффективность системы” как свойства, характеризующего приспособленность любой системы к достижению поставленной перед ней задачей. Обычно это понятие называют производственной эффективностью. Можно ли характеризовать результат работы автоматизированной системы СЧМ, где обязательным звеном является человек – оператор, наряду с производственной ещё и социально – личностной эффективностью?
• Да, можно.

№ 62
Имеет ли место взаимодействие эргономики с общественными, естественными и техническими науками?
• Да, имеет место тесная связь.

№ 63
Какими тремя параметрами характеризуется эффективная деятельность человека – оператора в условиях АСУ и СЧМ?
• Tочность.
• Cкорость.
• Hадежность.

№ 64
Средства отображения информации (СОИ) являются единственными источниками информации об управляемом объекте, рабочем процессе, о состоянии самой системы дистанционного управления или системы СЧМ. Таким образом, оператор в своей работе действует не с реальными объектами, а с их информационными моделями. При проектировании и создании таких информационных моделей (ИМ) необходимо руководствоваться определенными эргономическими требованиями:
- по форме и композиции;
- по содержанию;
- по количеству информации.
Три эргономических требования, характеризующих ИМ по ее содержанию:
• ИМ должна адекватно отображать объекты управления, рабочие процессы, окружающую среду, состояние самой системы управления.
• B ИМ должны быть представлены лишь те свойства, отношения, связи управляемых объектов, которые существенны, имеют определенные функциональные значения.
• Oтображать конкретные изменения свойств элементов системы, отображать динамические отношения управляемых объектов, отображать конфликтные отношения, в которые вступают элементы системы.

№ 65
Два эргономических требования, характеризующих ИМ по количеству предъявляемой информации:
• ИМ должны обеспечивать оптимальный информационный баланс, не приводить к нежелательным явлениям, как дефицит или излишек информации.
• Oбъем информации на ИМ не может быть задан произвольно, он должен быть определен для данных конкретных условий работы.

№ 66
Четыре эргономических требования, характеризующих ИМ по ее форме и композиции:
• ИМ должны соответствовать задачам трудового процесса и возможностям человека по приему, анализу, оценке информации и осуществлению управляющих воздействий.
• B информационной модели использовать наиболее эффективный код, т.е. систему символов (“алфавит” кода), с помощью которой предъявляются сведения об управляемых объектах.
• ИМ должна быть правильно структурно организована, ее элементы должны быть упорядочены, находиться в определенном и очевидном взаимодействии.
• ИМ должна быть наглядной, оператор должен быстро воспринимать сведения.

№ 67
Для передачи изображения знаков, условной картинной обстановки, передачи реальных объектов (TV, кино) можно использовать разное число градаций яркости в зависимости от типа изображения. Для качественного чтения и восприятия важно точно передать соотношение яркостей деталей объектов пропорционально их коэффициентам отражения. Обеспечение заданного числа градаций яркости возможно лишь при достаточном уровне контрастности изображения, т.е. при интервале яркостей, внутри которого распределены эти градации. Минимально допустимое значение контрастности, создающее удовлетворительное изображение и его адекватное восприятие, создается в интервале 1 : 10. Как будет восприниматься зрительным анализатором человека изображение при увеличении его контрастности до 1 : 100?
• Kачественно улучшится.

№ 68
К чему относится следующее определение: Процесс, выступающий в роли разведчика будущего и стимулятора творческой активности, связывающий в динамическую систему реальные возможности экономики и техники современного производства с творческим поиском научной мысли и художественного воображения?
• Художественное конструирование.

№ 69
Укажите особенности современного подхода к производственной трудовой деятельности человека.
• Oперативность, скорость реакции, ситуационное мышление и поведение, соединение специальных знаний с общей культурой.
• Cвободная ориентация в производственной среде, способность пластичного перехода от одной технологической операции к другой, от устаревшей технологии к более совершенной.

№ 70
Перечислите функции художественного конструирования.
• Посредник между производством и потреблением.
• Проектирование изделий, не только по законам технической необходимости, но и в соответствии с потребностями, представлениями и условиями восприятия людей.
• Эстетическое освоение предметной среды человека.

№ 71
Укажите предназначение изделий, выполненных по законам дизайна, выступающих как элементы сложной системы окружающего нас предметного мира.
• Эстетическая организация всей предметной среды.
• Соответствие потребностям и условиям эстетического восприятия и определенным эталонам ценностей.
• Создание гаммы целесообразных и совершенных форм изделий.

№ 72
Цель дизайна:
• формирование эстетической ценности утилитарных изделий современного индустриального производства.

№ 73
Назовите основные параметры предмета – объекта, которые определяют дизайнерскую деятельность, и которые в совокупности выстраивают целостную систему дизайна.
• Функция предмета, т.е. та роль, которую предмет выполняет в системе общественной практики и поведения человека, ее назначение.
• Конструкция – как способ технической реализации.
• Содержательная форма – т.е. ее вид, презентация.

№ 74
Дизайн, как творческая деятельность, направлен на определение и наделение определенными качествами промышленные изделия. Что включает в себя эти качества?
• Внешние черты изделия.
• Структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и изготовителя.

№ 75
Чем обусловлен и ограничен дизайн, будучи частью промышленного проектирования?
• Функционально – экономическими условиями.
• Конструктивно – технологическими условиями.

№ 76
Функция изделия, определяющая содержание вещи, определяет форму изделия. Эстетическая ценность формы, ее выразительность зависят от того, насколько полно она выражает функцию или насколько она целесообразна. Что является в дизайне основным средством, материальным языком такого выражения формы?
• Конструкция, как выразительное средство.

№ 77
Назовите возможности эстетической деятельности в материальном производстве, используя которые развивается дизайн.
• Появление новых материалов.
• Новые конструктивные решения.
• Новая технология.

№ 78
Каким образом форма изделия, как носительница определенной цели и эстетической ценности, должна выступать в дизайнерской деятельности?
• Форма должна быть согласована со структурой изделия, с ее функцией, с условиями человеческого эстетического восприятия.
• Форма должна прочно связывать отдельные элементы системы, но и обеспечивать возможность ее модификации.

№ 79
Является ли задачей художественного конструирования (дизайна) воспитание эстетического вкуса потребителей, подготовка их к восприятию закономерно эволюционирующих форм?
• Да, в этом основной смысл дизайна.

№ 80
Назовите пункты алгоритма восприятия целостной формы человеком.
• Удивляется, увидев форму, выражает эмоциональное отношение.
• Бегло по опорным пунктам “прочитывает” форму.
• Схватывает в форме ее назначение.
• Воспринимает значение формы (ее коммуникативность).

№ 81
Предназначение “стайлинга”, как одного из разновидностей дизайнерской деятельности при капиталистическом рыночном производстве:
• извлечение дополнительной прибыли;
• дополнительный рычаг для сбыта товаров;
• искажение социальной природы дизайна и эстетической ценности его продуктов;
• искусственное разжигание потребительских страстей населения.

№ 82
Почему правомерно обращение дизайна к искусству в поисках выразительных средств?
• T.к. искусство выступает как аналог, модель эстетической деятельности.
• T.к. искусство предоставляет критерий эстетической ценности технических изделий.

№ 83
Существует ли связь развития дизайна (художественного конструирования) с развитием названных наук: эргономики и инженерной психологии?
• Да, существует взаимообусловленность между ними.

№ 84
Согласны ли вы с определением дизайна как метода творчества, который предполагает сочетание научного анализа структуры изделия и расчета основных параметров его элементов (социально – экономических, технологических, конструкторских, эргономических) с художественным проектированием его целостной формы на основе творческой композиционной интуиции дизайнера?
• Да, это и есть определение дизайна.

№ 85
Что является тем опосредствующим звеном между искусством и производством, которое позволяет переводить художественные ценности и средства, выработанные искусством и имеющие социальный смысл, в технические средства?
• Таким звеном в решении задач художественного проектирования является композиционно – образное мышление.

№ 86
Можно ли включать художественное проектирование, которое позволяет эстетически интерпретировать технические средства, в культурный контекст современного общества?
• Да можно и нужно.

№ 87
Можно ли непосредственно использовать, включать технический язык (в проектировании и производстве технических изделий) в искусство, или наоборот, прямой перенос изобразительных средств искусства в технику и массовое производство?
• Hельзя, т.к. необходим перевод, перекодировка с одного языка на другой, что и осуществляет система художественного проектирования, которое подчиняет художественное мышление и его выразительные средства логике целесообразной формы.

№ 88
Можно ли утверждать, что художественное проектирование, художественное конструирование, инженерный дизайн приспосабливает предметную реализацию к конкретной наличной технологии и конкретному производству?
• Да, в этом его предназначение.

№ 89
Что является принципиальным в дизайнерском подходе решения технической проблемы, по сравнению с инженерным конструированием?
• Исходным началом дизайнерского подхода является гармоничное целое (организация целостной формы), которому дизайнер и стремится подчинить конструкцию.

№ 90
Как обеспечивается целостность формы промышленного изделия?
• Целостность формы промышленного изделия обеспечивается путем пропорционального соотношения основных объемов, ритмического построения необходимых деталей, акцентирования, выделения основной рабочей детали, которая тем самым превращается в знак, символ, дающий ключ к восприятию всей конструкции.

№ 91
Назовите три возможности и условия выполнения дизайн – проекта на высоком художественно – техническом уровне.
• Высокий эстетический уровень комплектующих изделие элементов и частей.
• Совершенная база производства.
• Высокий уровень современной индустрии.

№ 92
Почему целостность формы промышленного изделия в дизайне является основополагающим признаком?
• Зримо связывает все элементы конструкции изделия, придает ей завершенность.
• Изделие приобретает человеческий смысл и характер.
• Техническая конструкция приобретает эстетическую значимость и ценность.
• Способствует видеть назначение предмета и угадывать в форме конструкции, заложенные в ней возможности.

№ 93
Можно ли утверждать, что одной из задач дизайна, в которой он призван с полной ответственностью принять участие наряду с другими общественными институтами, является интеграция технической и природной среды; что дизайн работает на экологию, гуманизирует технику?
• Да, дизайн призван гуманизировать технику.
• Да, дизайн работает на экологию.

№ 94
Что является ключевым вопросом дизайна в технике, определяющим само направление дизайнерской деятельности?
• Kлючевым вопросом дизайна в технике является проявление связи формы изделия и его содержания (функции).

№ 95
Почему в дизайне утверждается возрастающее влияние технологии производства на работу дизайнера над формой серийного промышленного изделия?
• Широкое применение новых легко формуемых материалов позволяет находить новые формы.
• Внедрение прогрессивных процессов обработки (вакуумное прессование пластмасс, литье по моделям и т.п.) позволяет поднять качество проектируемых изделий.
• Новая технология позволяет резко сократить количество деталей в структуре изделия, что позволяет дизайнеру находить более обобщенные формы.

№ 96
Что такое композиция в технике?
• Kомпозиция – это целостное строение предметов и их комплексов, все элементы формы которых находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве.

№ 97
Назовите категории, составляющие основу композиции в художественном конструировании, и выражающие функциональные, конструктивные и технологические факторы формообразования изделия, а также принципы, по которым определяется целостность и законченность композиции.
• Тектоника, отражающая работу конструкции и материала.
• Объемно – пространственная структура.
• Декор.

№ 98
Определение тектоники – основной категории композиции промышленного изделия:
• тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме изделия.

№ 99
Определение объемно – пространственной структуры – основной категории композиции промышленного изделия:
• определенное взаимодействие всех элементов формы между собой и с пространством.

№ 100
Важнейшие предпосылки гармонии в композиции промышленного изделия:
• Хорошо организованная объемно – пространственная структура изделия и его тектоничность.

№ 101
Качества, которые обязательны для композиции любого промышленного изделия:
• Тектоничность.
• Организованность объемно – пространственной структуры.
• Пропорциональность.
• Масштабность.
• Композиционное равновесие.
• Единство характера формы всех элементов.
• Колористическое и тональное единство.

№ 102
Группа качеств, обеспечивающих комплексное качество композиции – гармоничную целостность формы:
• Единство стилевого решения формы.
• Образность формы.

№ 103
Существуют ли, наряду с исходными условиями – объективными факторами формообразования, закономерности композиции, выявление и соблюдение которых в значительной степени гарантирует высокое качество конечного результата художественно – конструкторского решения?
• Да, это тектоничность конструкции и выразительность объемно – пространственной структуры изделия.

№ 104
Как система ряда соподчинений, композиция возникает лишь при наличии особых связей между всеми частями целого. Эти связи основаны на закономерностях. Закономерности композиции выступают как объективно действующие условия, в одних случаях они носят общий характер, без соблюдения которых композиция вообще не может существовать, в других случаях закономерности более частные, распространяются на определенные формы. Как воздействует наличие (или отсутствие) композиционных закономерностей на наши ощущения такой формы?
• Отражаются на характере нашего восприятия формы.

№ 105
Гармония формы в технике, а значит гармоничность композиции изделия, достигается с помощью особых средств композиции. Эти средства композиции:
• Пропорции, масштаб, контраст, нюанс.
• Ритм, метрический повтор, характер формы.
• Цвет, тон, фактура и текстура материала.
• Пластика и светотеневая структура формы.

№ 106
В результате дизайнерской работы над формой изделия в ходе творческого процесса и воздействия на характер использования средств композиции изменяются качества такой композиции. Чем руководствуется художник – конструктор при использовании средств композиции для достижения определенного качества или группы качеств композиции?
• Закономерностями композиции.

№ 107
Чем является теория композиции в технике?
• Дисциплиной, изучающей законы, приемы, средства построения целостной формы изделий.

№ 108
Что составляет основу композиции в художественном конструировании?
• Закономерности, выражающие функциональные, конструктивные, технологические факторы формообразования предмета и изделия.

№ 109
Три композиционных принципа существующих в художественном конструировании:
• Целостность композиционного решения.
• Единство характера всех элементов композиции.
• Соответствие формы стилевой направленности.

№ 110
Художник – конструктор, работая над композицией в соответствии с основными закономерностями и принципами композиции, использует определенные композиционные категории, являющиеся своеобразным инструментом для достижения эмоционального воздействия на человека: выразительные средства, средства гармонизации, композиционные приемы. Что относится к выразительным средствам?
• Oбъем, плоскость, линия, цвет, свет.

№ 111
Чтобы выразительные средства, используемые художником – конструктором, выразили мысль или чувства художника – конструктора, стали гармонизированной формой, характеризующейся пластикой, фактурой, колоритом и т.п., на них надо воздействовать средствами гармонизации и использовать при этом приемы. Средства гармонизации:
• Пропорции, масштаб, ритм, метр.

№ 112
Композиционные приемы:
• Cтатика – динамика.
• Cимметрия – асимметрия.
• Контраст – нюанс.

№ 113
Конкретный материал (металл, пластмасса, дерево, бетон и т.п.), равно как и его конструктивная организация, дают со всей полнотой почувствовать тектонику формы. Какие отношения несут в себе тектонические характеристики?
• Oтношения материал – пространство.

№ 114
Гармоничная целостность формы – интегральное свойство композиции, отражает многие свойства композиции. Такая форма уравновешена, все ее элементы соподчинены между собой, едины по характеру, пропорциональны, масштабны. С каким свойством композиции целостность связана, как следствие с причиной?
• Cоподчиненность – органичность соединения элементов формы.

№ 115
Чем определяется в основном характер соподчинения элементов композиции промышленного изделия?
• Назначением предмета и его конструкцией.

№ 116
Как обеспечивается композиционное равновесие формы промышленного изделия?
• За счет сбалансированного распределения основных масс композиции относительно ее центра.
• Композиционное равновесие связано с характером организации пространства.
• Композиционное равновесие связано с расположением главной (если она имеется) и второстепенной осей.
• Композиционное равновесие обеспечивается совпадением центра композиции с центром тяжести изделия.

№ 117
Что можно дополнительно предпринять для обеспечения композиционного уравновновешивания формы изделия?
• Oбеспечить зрительную устойчивость.
• Правдиво отражать физическое равновесие.

№ 118
При каком условии симметричная композиция в целом может получить дополнительно тонкое своеобразие и оригинальность, если наличие асимметричного элемента в ее композиции есть результат рациональной компоновки, и этот элемент органически связан с остальным объемом?
• При выполнении композиционного равновесия.

№ 119
От чего зависит сохранение целостности формы в симметричных в основном композициях, но с наличием некоторых отступлений от неё?
• Насколько активна ось симметрии.
• Насколько активна роль в композиции не имеющих симметричного отражения элементов.
• Каково отношение симметричных элементов к основному объему или полю.

№ 120
Один из композиционных недостатков в конструировании промышленных изделий – это нарушение предела допустимых отклонений от симметричной основы, когда предмет уже не симметричен, но еще и не полностью асимметричен. В симметричных композициях допускается присутствие асимметричного начала. С развитием асимметричного начала в рамках симметрии может наступить момент, когда предмет перестает быть симметричным, - всякое отступление от закономерного в форме возможно лишь в некоторых пределах: за этими пределами наступает дезорганизация формы. В чем заключается сложность, чтобы увидеть эту грань?
• C того момента, когда перестаем ощущать принцип развития формы, когда уже трудно говорить о закономерной её организациию.

№ 121
Что определяет асимметричную композицию быть гармоничной, выразительной, эстетической, целостной?
• Большое значение имеет прочность, органичность связей между частями формы.
• Особое внимательное отношение к пропорциональному строю изделия.
• Многое зависит от взаимодействия элементов, отношения объемов, определяющих форму.
• Требуется развитая интуиция и тонкое чувство композиционного равновесия.
• Правильный выбор вариантов композиции, выполненных из разных материалов.

№ 122
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято в художественном конструировании называть динамичной. Часто ярко выраженная динамичность может стать главным, определяющим композицию качеством. С чем связана, главным образом, динамичность формы?
• C пропорциями.
• C ритмическим повтором элементов композиции.

№ 123
Динамичность композиции – свойство весьма активное. Когда уместно её явное проявление в форме промышленного изделия?
• B тех случаях, когда это оправдано функциональной необходимостью (самолет, средство транспорта, движущиеся объекты и т.п.).

№ 124
Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяет среди других. Став модной, динамичность может лишить форму многих признаков функциональной правдивости, информативности, образности, а, следовательно, отступления от главного в дизайне. Что лежит в основе упрямой тенденции использовать динамичность в композициях промышленных изделий?
• С динамичной формой подсознательно ассоциируется прогресс.

№ 125
Что может привести к нарушению целостности динамичной формы промышленного изделия?
• Cущественная разница в степени динамичности геометрической основы формы и отдельных её элементов.

№ 126
Статичность – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы, во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, имеющие явный центр и у которых ось симметрии является главным средством организации формы. Статичные композиции имеют свои особенности, свои закономерности развития, без соблюдения которых невозможно создать целостную форму. Соблюдение определенных закономерностей построения статичной композиции позволяет усиливать или ослаблять свойство статичности. Каким приемом можно ослабить проявление статичности в композиции?
• Bведением вертикалей разного характера.

№ 127
Каким приемом в эстетическом плане можно усилить выразительность мощной, статичной по композиции технической формы?
• Сильный эффект выразительности можно достичь при соответствующем использовании подчеркнуто изящных, сомасштабных человеку элементов.
• Верным и наиболее активным средством достижения выразительности в статичных композициях служит наличие контраста силы и легкости в таких композициях.

№ 128
Под характером формы следует понимать совокупность чисто индивидуальных черт, отличающих формы одинаковых по назначению и даже по принципу конструкции изделий. Форма одних и тех же по назначению изделий, как лица людей могут иметь свой, индивидуальный характер, - мягкий, теплый, строгий, официальный и т.д. Какие существуют приемы в художественном конструировании, которыми обеспечивается характер формы промышленных изделий?
• Характер формы проявляется в нюансных оттенках, тонкостях отделки элементов формы, в цветовой гамме.
• Характерное в форме достигается пропорциями, пластикой, нюансной проработкой элементов.

№ 129
Своеобразие композиционного приема, как средства композиции, заключается в том, что он как бы синтезирует в себе другие средства композиции. Что определяет композиционный прием как одно из основных средств в работе дизайнера?
• Kомпозиционный прием определяет стратегию творческого поиска, во многом определяет свободу профессиональных действий дизайнера.

№ 130
Почему пропорции и пропорционирование является самым важным средством организации целостности и гармоничности формы?
• Пропорции обладают непосредственным эффектом гармонизации формы.
• Пропорционирование является одним из сильных средств более высокой организации формы в целом, чем другие.
• Пропорционирование в технике непосредственно связано с достижением целостности разнообразных форм.

№ 131
Какие существуют виды пропорций?
• Арифметическая.
• Геометрическая.
• Восемь гармонических.
• Пропорции “золотого сечения”.

№ 132
Чем обуславливается соподчинение элементов формы и, в конечном счете, её целостность?
• Соподчинение элементов и целостность композиции обусловлены наличием определенных закономерностей в размерных отношениях между элементами формы.

№ 133
Что, пронизывая объемно – пространственную структуру, переводит её из случайной общности элементов, в общность, построенную на закономерности, в строгую систему композиционно связанных элементов?
• Геометрическое подобие отрезков и фигур.

№ 134
Масштабность как средство композиции можно считать своего рода гуманизирующим фактором в проектировании промышленных изделий. Все размерные величины, которые в изделиях как-то связаны с человеком, определяя удобство пользования ими, оказывают прямое влияние на масштабность. Что приводит к появлению немасштабности в форме промышленных изделий?
• Oтсутствие пропорциональных человеку элементов формы.
• Hаличие грубых, несоразмерных человеку элементов в изделии.

№ 135
Контраст – противопоставление, борьба разных начал в композиции одно из главных средств композиции в технике. Противопоставление двух начал в композиции делает форму заметной, выделяя её среди других. Существует многообразие контрастных отношений: горизонталь – вертикали; светлое – темному; шероховатое – гладкому; сложная структура – простой и т.п. Контраст, как средство композиции имеет сильные и слабые стороны. В чем заключается сила контраста?
• Построенная на основе контраста форма выразительна, надолго удерживается в памяти, оригинальная, броская.

№ 136
Почему необходимо соблюдать меру контраста, используя его как средство композиции?
• При слишком большом контрасте отсутствует переход от одной части формы к другой, возникает опасность утраты композиционной связи элементов, а, следовательно, и целостности формы.
• При малом контрасте, или его отсутствии, форма оказывается маловыразительной, скучной, неинтересной.

№ 137
Каково значение нюанса как средства композиции в гармонизации форм промышленных изделий?
• C помощью нюанса дизайнер создает в технике целый мир оригинальных, тонких, изящных технических изделий, которые волнуют потребителя, вызывая положительные эмоциональные ощущения и повышают спрос на продукцию.
• Hюанс совместно со средством композиции контрастом способен обеспечить высокую эстетическую составляющую качества изделия.

№ 138
Три вида композиции, которые существуют в зависимости от выразительных средств, которыми пользуется дизайнер:
• Линейно – графическая композиция.
• Живописно – плоскостная композиция.
• Объемно – пластичная композиция.

№ 139
Определение метрическому повтору – средству в композиции:
• Неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого – либо элемента в композиции.

№ 140
Когда повтор элементов воспринимается как композиционное средство – метрический повтор?
• Kогда число элементов повтора в композиции переходит за шесть, семь, когда перестаем считать их, воспринимая не в отдельности, а как завершенную группу.

№ 141
Метрически повторяющиеся элементы зачастую становятся такой сильной темой композиции, что такой метрический повтор становится основным, доминирующим среди других средств. Необходимо ли в таком случае, для композиционной законченности метрического повтора вводить активные завершения по его краям?
• Да, необходимо, чтобы повтор воспринимался как завершенное целое.

№ 142
Чтобы композиция становилась особенно насыщенной, выразительной, интересной используется сложный метрический ряд. Что значит сложно организованный метрический ряд в композиции?
• Mетрический ряд, скоординированный с другим, или когда в композиции развито одновременно несколько рядов метрически повторяющихся элементов.

№ 143
Определение средству композиции – ритмический повтор:
• Pитмический повтор выражается в постепенных количественных закономерных изменениях, какого либо свойства в ряду чередующихся элементов.

№ 144
Характерное свойство композиции, в которой определяющим фактором организации является ритмический повтор:
• Pитмический повтор придает динамичность, однонаправленность форме.

№ 145
Какая сложность возникает у дизайнера при использовании в качестве средства – ритмический повтор элементов композиции?
• Перед дизайнером стоит сложная проблема завершения и организации начала такой композиции.

№ 146
В дизайне принято использовать гармоничное сочетание цвета. Три закономерности выбора цвета на «цветовом круге», для обеспечения гармоничного сочетания:
• Три цвета, расположенные рядом на цветовом круге, нюансно и различимые по тону.
• Три цвета одного тона, нюансно отлияающиеся по светлоте.
• Цветовая триада – цвета, расположенные под 120 градусов относительно друг друга на цветовом круге.

№ 147
Пластика формы характеризует особенности объемно – пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями. Пластичная форма – это форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих. И наоборот, форма, которой не хватает пластичности, суха, аскетична, для нее характерна бедная светотеневая структура. От какого решения объемно – пространственной структуры зависит взаимодействие света и теней, характер их распределения, глубина и другие факторы при данных определенных фиксированных условиях освещенности?
• Oт пластического решения объемно пространственной структуры.

№ 148
Зависит ли целостность композиции промышленного изделия от его светотеневой структуры?
• Да, целостность композиции во многом зависит от светотеневой структуры, так как появление теней при глубокой рельефности приводит к появлению дополнительного светотеневого рисунка на поверхности изделия, не предусмотренного дизайнером в проекте, что разрушает композицию.
• Да, целостность композиции может измениться, если изделие будет изменять свое положение в пространстве относительно источника освещенности.


на главную база по специальностям база по дисциплинам статьи