Если шаг за шагом проследить движение человеческого рода по пути цивилизации, то увидим, что женщина с развитием культуры постепенно пробивается вперед и все больше и больше отвоевывает себе принадлежащее ей по праву положение, равное с мужчиной.
Если возьмем колыбель человечества Индию и Египет, то в этих странах женщина была в полном рабстве.
Римское право, которое служить образцом человеческой премудрости, смотрит на женщин как на вещи, а не как на лица.
Другой знаменитый народ древнего мира, Греки, с пренебрежением относился к женщинам, смотря на них как на игрушки. Во времена Перикла в Греции существовал закон, грозивший женщине смертной казнью за занятие медициной.
Платон, великий философ, впервые трактовавший женский вопрос, держался идеального взгляда на женщину. Изучая природу женщины, он нашел, что она человек. Он не мог найти границ, отделяющих женщину от мужчины. Зачем же Государство должно различать то, что сама природа не различает? Поэтому Платон в построенном им идеальном Государстве узаконил одинаковое и притом общественное воспитание и обучение для обоих полов.
Аристотель считает, что женщины и рабы занимают различное от свободных мужчин социальное положение, следовательно, и души их также различны; женщина и раб должны повиноваться; между ними разница только количественная; как раб, так и женщина неспособна к разумной жизни.
По закону Моисея женщина была помощницей, собственно служанкой мужа и покупалась как раба.1)
У магометан по Корану женщина дается как бы премия за добродетель и смирение.
Освобождение женщины вначале в виде свободного религиозного самоопределения, а затем в виде признания принципа эмансипации женщины дало христианство. Но эта эмансипация, которая до сих пор не вполне еще достигнута даже в христианских государствах, завоевывалась женщинами постепенно путем ожесточенной упорной борьбы; при этом женщина понимала, что одним из средств ее политического и социального могущества является образование, а главное — уравнение ее прав на образование. Потому на протяжении всей истории цивилизации, мы видим энергичное стремление женщины к научному образованию с одной стороны, и упорное эгоистическое противодействие такому домогательству со стороны мужчины.
1) „Еврейская энциклопедия". Издание д-ра Каценельсона и барона Гинзбурга. 1910 г. Стр. 878 и 474.
Другие статьи по теме